Через интернет можно передать информацию по всему миру. Чтобы понять, как же это делается, можно отправиться во Францию, в исторический порт Кале. Вы, возможно, увидите там на вид обычное судно. Но если присмотреться, то можно увидеть, что на борт грузят необычный груз. Нечто, напоминающее толстый садовый шланг змеится по направлению к погрузочной площадке на корме судна. Странный шланг. Еще более странно, что он тянется, казалось бы, без конца. Оказывается, что это сверхкомпактный высокотехнологичный оптоволоконный кабель. Он предназначен для передачи громадных объемов цифровой информации. Какой он длины? Поразительно, но его длина – 4000 километров.

Цифровая революция преобразила мир, во многом благодаря многокилометровому подводному кабелю. По нему проходит около 80% всех телефонных звонков и прочих данных. Без этого кабеля мир остановился бы.

Большую часть подводных кабелей в мире делают на заводе Alcatel – англо-французский телекоммуникационный концерн. Производство подводного оптоволоконного кабеля – сложное и трудоемкое дело. У рабочих одного из цехов должны быть чуткие пальцы и острый глаз хирурга. Волокно кабеля необычайно тонкое, толщиной в человеческий волос. Оно предназначено для передачи лазерных световых импульсов.

Но даже по оптоволокну можно передать лишь определенный объем цифровых данных. Поэтому, на заводе Alcatel оптоволоконные нити сплетают в толстый стеклянный канат. Канат из оптоволокна очень хрупкий, а прокладывать его будут в агрессивной среде. Поэтому, ему требуется защитное покрытие. Это покрытие на вид как лента. Но сделано из высококачественной стали. Сталь эту протягивают сквозь пятнадцатиметровый ряд роликов, будто бесконечные американские горки.

Они делают ленту идеально ровной. Сталь соединяется с пучком оптоволокна. И в этот момент происходит нечто поразительное. Миниатюрные валики обжимают сталь вокруг каната из оптоволокна, и получается труба. Крохотный сварочный шов скрепляет место соединения. Таким образом подводный кабель готов. Кабель упаковывают в водонепроницаемый пластиковый корпус. Все, теперь его можно прокладывать.

Кабель тянут на борт корабля со скоростью 100 метров в секунду. За этим процессом надо постоянно следить. Кабель укладывают на нижней палубе судна. Каждый из двух отсеков 7 метров глубиной и 19 метров в поперечнике, вмещает 2000 метров кабеля. Технология хранения кабеля имеет огромное значение. Команда специалистов аккуратно сворачивают кабель в кольцо. Их задача максимально использовать все свободное пространство отсеков и не повредить кабель. Люди работают по очереди, каждый в свое время руководит процессом, а остальные стягивают витки кабеля клиньями.

На палубе, тем временем, заметно оживление. Команда грузит на борт комплект торпедообразных предметов. Это репитеры или усилители – один из основных узлов подводного интернет-кабеля. Несмотря на то, что по кабелю идут кванты света, поддерживать их импульс на постоянном уровне по всей длине кабеля невозможно, слишком велико расстояние. Поэтому, через каждые 50 километров на кабель, для усиления сигнала, ставят репитеры.

Со стороны может показаться, что процесс погрузки идет беспорядочно, но это не так. Мастер руководит работами. Каждому его сигналу люди повинуются как оркестр палочке дирижера. Команда внимательно следит за его указаниями, действуя без лишних слов. Они в работе могут использовать язык жестов, достаточно кивнуть или махнуть рукой в ту или иную сторону.

Каждый усилитель или репитер весит полтонны. Ремонт любой поломки обойдется в огромную сумму, и задержка может выйти нешуточная. Погрузка кабеля и усилителей требует скрупулёзной работы. Но прокладка кабеля под водой еще сложнее. Можно привести следующую аналогию. Представьте, что летите на самолете над Альпами на высоте 6000 метров. А с хвоста самолета тянется нить – оптоволоконный кабель. Вот так и им надо проложить кабель по контуру гор, через океан, от Британии до Америки.

Прокладка кабеля с такой удивительной точностью требует уникальной технологии. Капитанский мостик корабля напоминает космический корабль. Во время погрузки тут тихо и спокойно, но когда корабль выйдет в море команда судна будет в постоянном напряжении. Судно это построено по специальному заказу. Его конструкция обеспецивает постоянную скорость около 2,5 километров в час. Благодаря гребным винтам динамического позиционирования, что вмонтированы по периметру корпуса корабля, ни приливы, ни ветры не могут сбить его с курса.

Скоро на корабле поднимут якорь и он отправится в свое грандиозное путешествие. Медленно, миля за милей, он будет продвигаться по морской глади. Удивительно, сколько усилий приходится прилагать и в каких масштабах. И все ради чего-то толщиной в человеческий волос. Но оптоволокно дает людям в современном мире возможность общаться. Всемирная связь в наши дни, в буквальном смысле, висит на волоске.