Вот уже почти год прошел с моей командировки в Ярославль на съемки фильма «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. Скоро телеканал «Россия» уже покажет фильм, а я все никак не выложу вам все богатства накопленные в той поездке.
Сцены, на съемках которых я присутствовал, происходят в окопах, в самый разгар Сталинградской битвы. Потому взрывов было предостаточно. Сегодня я хочу вам рассказать, как делаются киновзрывы.

Сразу скажу, чтобы вы не разочаровывались, сам «динамит» мне сфотографировать не разрешили, «по этическим соображениям». Все остальное покажу и расскажу.


Я думаю никому не нужно объяснять, что когда мы видим на экране бомбежку, никто не сбрасывает бомбы, чтобы показать взрыв. Шашки закладываются заранее, в тех местах, где взрыв должен попасть в кадр. Поэтому сначала режиссер объясняет пиротехнику мизансцену, а оператор показывает, какие декорации будут в кадре. Потом они вместе решают, где лучше произвести взрывы, чтобы они и в кадр попали и артистов не покалечили. После этого пиротехник показывает артистам, где будут взрывы. В данном случае главный пиротехник Михаил Марьянов (кстати, брат актера Дмитрия Марьянова) показывает, где и когда будут происходить взрывы Александру Балуеву и актерам групповки.

После этого репетируют. На время репетиции пиротехники встают на место взрывов и в нужный момент, кричат «Бах!». Потом эти же пиротехники будут каждый взрывать свой заряд.

И вот артисты бегут, а взрывы гремят!

В конце все остались живы-здоровы 🙂

Главным критерием взрыва в кино является не мощность, а зрелищность. В случае, когда снимаются взрывы от снарядов, попадающих в землю, огненные клубы обычно не нужны. Зрелищность достигается, тем, что шашки засыпают большим количеством рыхлой земли. Цвет выбирают в зависимости от того, куда попадает снаряд.

Красивее всего смотрится взрыв с черноземом

Мощность взрыва для зрелищности, конечно, тоже важна. Если заложить недостаточно «динамита», то взрыв в кадре будет вялым (сравните с первой фотографией в посте)

Еще одной важной составляющей красивого взрыва являются дымы: черный и белый. Если идет бомбежка, то дым от взрывов должен быть по всюду. Дымы делают кадр более наполненным и атмосферным. Черные дымы делаются с помощью специальных дымовых шашек. а белые вот такой штукой

С дымами главное не переборщить, иначе в кадре не будет видно ни взрыва, ни артистов

Дымы — это тоже забота пиротехников, а вот огни, которые должны красиво гореть в кадре часто зажигают художники картины

Особая песня — это ночные взрывы

Тут уже просто черноземом не обойдешься. Нужна таки вспышка!

Грохот во время взрыва невероятный и земля по-настоящему трясется, даже когда он далеко. А когда взрыв в непосредственной близости, реально впадаешь в ступор и сердце начинает биться быстрее. Но надо сказать, что взрыв всегда не хаотичный, а направленный, так что артистам кроме временной глухоты ничего не угрожает. Если, конечно, работают профессионалы 🙂

Один из взрывов я решил снять поближе. Залег в кустах метрах в 15 от заряда. Сосредоточился, палец на кнопке, смотрю на маленький земляной холмик. Ощущение, как перед ковбойской дуэлью. Успею-не успею

И тут как шибанет. Кнопку-то я нажать успел, но поскольку земля тряслась и руки мои от взрыва соответственно тоже, первый кадр получился в стиле импрессионизма

Второй почетче

А потом меня засыпало землей. По следам на земле я потом увидел, что взрыв был направлен прямо на меня 🙂 Землю я потом вытаскивал из-за шиворота и из карманов пол дня. Лицо было черным, а тело немного потрясывало 🙂 Но оно того однозначно стоило! Ощущения, когда ты находишься рядом с мощным взрывом непередаваемые!

Вот вроде бы и все, что я хотел сказать о взрывах в кино, которые видел. Надеюсь вам было интересно.

 

Источник