Тюнингованные машины и мотоциклы такая же американская классика, как яблочный пирог и Элвис. И чтобы эти автомобили сияли как новенькие, их покрывают хромом. Так как же это делается?

Флорида, США. Здесь тюнингованные машины не редкость. Им нравятся низкие машины, а такие машины лучше смотрятся в хроме. Считается, что чем больше хрома, тем лучше. Любой, кто хочет улучшить свой транспорт должен ехать в мастерскую, которая занимается хромированием. В таких мастерских специализируются на снятии старых хромированных покрытий и возвращению им сияния. Они занимаются самыми разными вещами, даже хромированием вестибюлей отелей.

Чтобы ослепить своих клиентов, им нужно получить первоклассный хром. Но родина хрома не во Флориде, а за 13.000 километров отсюда – в северо-западной провинции ЮАР. Здесь, на глубине более 600 метров под землей, находится почти 2/3 мировых запасов хромовой руды. Этого хватит, чтобы все машины, мотоциклы и другие виды транспорта сияли более 200 лет.

Первая задача – найти руду. Руда ищется в шахтах под землей. К счастью, черный слой хромовой руды легко заметить на фоне камней. Единственный способ добыть хром – с помощью взрывчатки. Но если взорвать в шахте динамит, то может обрушиться весь свод. Решение есть в виде анфекса – взрывчатки, которая была специально разработана для взрыва в ограниченном пространстве. Чтобы подготовить площадку для взрыва, буровая установка использует водоохлаждаемую армированную буровую головку, чтобы создать отверстие, длиной три метра. Самое сложное – заложить взрывчатку и не взорвать себя. В каждое отверстие помещается 3 килограмма взрывчатки с дистанционными электродетонаторами. Одна ошибка и порода весом в миллионы тонн обрушится в шахту. Поэтому подрывник несколько раз проверяют провода. А потом отходит. Происходит серия взрывов.

Когда пыль осядет, настанет время собирать камни. Проблема в том, что шахта высотой всего 1,7 метра, поэтому здесь может поместиться только игрушечная землеройная машина. Решение пришло в виде особо погрузочно-доставочной машины, которая специально разработана для тесного пространства шахты. Каждый год шахтеры взрывают почти 2 тонны хромовой руды в этих душных и тесных тоннелях. Но, несмотря на опасность, иначе это сделать невозможно.

Но даже после успешного взрыва, ценная хромовая руда, которая извлеклась, все еще смешана с обычными камнями. Руду на конвейере посылают наружу для обработки. Смесь руды и камней попадает в огромный вращающийся цилиндр на заводе. Сотрудники контролируют процесс. Завод занимается разделением материалов в тяжелых жидкостях. Они используют для этого специальную центрифугу, чтобы отделить отходы от конечного продукта. Внутрь сепарационного барабана добавляется серая масса, которая называется ферросилиций. Плотность обычных камней меньше, чем у ферросилиция, поэтому они всплывают наверх. Ценный хром тяжелее, поэтому он тонет и собирается на дне.

После отделения руды, ее сваливают в кучу и загружают в грузовики для транспортировки. Покидая шахту, полученная руда может поехать двумя путями. 70% отправляется в печь, чтобы превратиться в феррохром. Благодаря ему мы получаем нержавеющую сталь, а наши столовые приборы такие красивые и блестящие. Но 30% отправляются совсем другой дорогой и обеспечивают в итоге еще более блестящий результат – в мастерскую хромирования.

В мастерской очищенная руда плавится в ванне с серной кислотой. Прежде чем наносить хром, нужно оттереть всю ржавчину и грязь. Каждая деталь тщательно шлифуется и полируется. Погружение в соляную кислоту завершает чистку. Теперь мастера могут начать процесс хромирования. Но если они просто нанесут хром, он довольно быстро отслоится. Хромирование чем-то напоминает покраску. Прежде чем нанести блестящий слой, нужно использовать грунтовку. Чтобы хром надежно прилип к бамперу, они наносят два слоя меди и один слой никеля. Через раствор пропускают 2000 ампер электрического тока. Ток превращает положительно заряженные металлы в отрицательно заряженный бампер. Быстро сполоснуть, и он выглядит как новенький. Но не совсем. Для великолепного зеркального эффекта не хватает финального слоя – самого хрома. Мастер опускает изделие в бак с раствором хрома и пытается не думать о счетах за электричество, когда пропускает через него ток. Изделие проводит в растворе несколько минут. С шипением наносится слой хрома толщиной всего 5 микронов. После пяти минут в ванне можно проверять окончательно отполированное изделие.