коллаж полиграфия.jpg

Когда меня пригласили посмотреть, как на окраине Твери работает самая современная российская книжная типография, я конечно, согласился поехать — типография для человека, отработавшего двадцать лет в принт-дизайне, дом родной и было очень интересно сравнить то, что было у нас раньше и как это выглядит сейчас в Европе с тем, что построили на пустом месте два года назад под Тверью. Сразу скажу, что полиграфического производства такого уровня оснащения и организации труда я в России еще не видел.

«Парето–Принт» — это специально спроектированное и построенное здание из нескольких огромных, хорошо освещенных, чистых помещений, разделенных на зоны: допечатное производство, печать, переплетное производство, отделка, склад готовой продукции и офисный центр. Всего здесь работают 600 человек, из них 460 заняты непосредственно на производстве в несколько смен.

Руководит предприятием вот этот человек — Павел Арсеньев. Он начинал проект с нуля, когда в этом месте еще ничего не было. Павел составлял бизнес-план, проектировал типографию, подбирал оборудование, формировал команду менеджеров и сотрудников, находил место под застройку и контролировал её от первого дня до последнего. В производство вложено почти три миллиарда рублей и сейчас типография вышла на расчетную мощность, работая круглосуточно, семь дней в неделю.

Я просто обзавидовался тому, как мощно оборудована печать в типографии. Печатный цех оснащен семью самыми современными офсетными печатными машинами ManRoland разных серий. В моё время о таком количестве таких великолепных машин в одном месте и мечтать не приходилось. А тут один восьмисекционный «роланд» чего стоит!

Пульт управления листовой офсетной печатной машины — это система проверки качества печати онлайн. Печатник с помощью денситометра контролирует плотность краски по шкалам, нанесенным на край печатного листа. И здесь же регулирует подачу краски на мониторе компьютера.

Печатников в типографию набирали местных — благо, что в Твери с её несколькими полиграфическими комбинатами всегда был хороший выбор специалистов. Я поговорил с несколькими — очень толковые ребята, всё хорошо объясняют, показывают.

Слева, у стены — единственное отечественное оборудование в типографии: три рулонные печатные машины из Рыбинска — «Книга». Как говорят, очень неплохие. На них печатают текстовые полосы небольших книжек. В центре — две машины, на которых бумажные роли разрезают под формат листовых машин. Здесь, кстати, максимальный размер печатного листа 1020х1420мм.

Чтобы курильщики не теряли время и не болели, выбегая на улицу, для них сделали специальные кабинки, как в аэропортах.

Знаю, постороннему человеку эта картинка мало, что скажет, а я прямо искренне радовался, глядя на такое богатство и такой порядок. Раньше я подобного у нас не видел. Бывало, ставили хорошую технику в старые стены и выглядело это всё кое-как. А здесь, когда всё сделано с нуля и с большим умом, по правилам, ощущение совсем другое. Ребята говорили, что и работать в таких условиях плохо, кое-как — стыдно.

Любо-дорого посмотреть.

Переплетный цех всегда занимает много места, особенно, когда печатают «толстые» книги и секций для подбора листов много. Здесь есть и полностью автоматические линии твердого переплета, которые за один проход собирают крышку переплета со всеми причиндалами, вроде форзаца, марли и каптала, а потом вставляют в нее книжный блок. Есть линия бесшвейного и швейного скрепления, есть несколько машин фальцовки (складывания) листов, отличная резательная машина «Polar» — самая для меня интересная часть всего послепечатного процесса. Одним словом, здесь есть всё, даже автоматическая упаковка книг в стопы и укладка на европалету. Всё, как в лучших европейских типографиях.

Средняя заработная плата — 33 000 рублей. В среднем по Тверской области, как мне сказали, 17 000.

Это сшитый блок книги.

Это крышка переплета.

В машине это всё превращается в готовую книгу.

А потом книги вот так упакуют и отправят заказчику.

Здесь фальцуют буклеты.

Резательная машина — важнейшая часть всего процесса. Они теперь все с программированием, трудно ошибиться и порезать листы не так. Самое впечатляющее, когда нож режет стопу, одним мгновенным движением. Я обожаю этот звук и готов стоять рядом с резчиком сколько угодно, глядя, как он работает. Процесс т.н. сталкивания (т.е. выравнивания листов в стопе) давно уже автоматический (на вибростоле), а вот раньше от резчика требовалось особое умение столкнуть стопу вручную, такими специальными движениями рук. Я много раз пытался научиться этому — так что-то и не получилось хорошо.

Вся типография оборудована единой системой удаления обрезков бумаги — это такая архиважная вещь, которую я, честно говоря, вживую увидел только здесь. У каждого рабочего места (как у резчика, например — видите у него справа такой прямоугольный раструб) установлены «пылесосы» куда улетают все обрезки бумаги и картона. Всё это собирается в одном месте, где стоит здоровенный пресс. Отходы прессуются и отвозятся на переработку.

Основа любой офсетной печати — печатная пластина. Для каждого из четырех цветов (CMYK) она своя. Раньше, чтобы изготовить печатную пластину, нужно было сначала вывести работу на фотопленку, используя RIP (Raster Image Processor), потом на копировальной раме перенести изображение с пленки на печатную пластину. Несколько лет назад процесс упростили, отказавшись от промежуточного процесса изготовления пленки.

Появилась технология CtP (Computer-to-Plate), с помощью которой лазер печатал работу на на пленке, а сразу на печатной пластине. Поначалу технология была сыроватой, были проблемы с материалами, но теперь CtP прочно завоевала рынок препресса и в современных типографиях стоят вот такие лазерные печатные устройства с онлайн-проявкой, на которых получают готовые печатные пластины прямо из компьютера.

Вот из проявочной машины выезжает готовая печатная пластина для офсетной печати. На предприятии стоят CtP аппараты компании Kodak, которая с 2005 г., купив канадского производителя этих устройств Creo, выпускает их теперь под своей маркой.

В современных печатных машинах процесс установки пластин тоже автоматизирован.

В отделе логистики мне сказали, что на этом стеллаже стоят издания, выпущенные за один месяц. Мощность всей типографии впечатляет — 69 миллионов книг и брошюр в год. Это около 8% всего книжного рынка России.

Под стать тиражам и склад готовой продукции.

Офисные помещения компании.

Весь офис привезен целиком из Германии.

На производствах я всегда прошу показать мне столовую.

Полный обед из трех блюд с компотом обходится сотруднику в 40 рублей. На стенде в столовую висит напоминание о том, что в субботу два автобуса везут сотрудников в Москву, в театр.

Книжки! Здесь можно было застрять надолго. Чего здесь только не печатают. От гигантских альбомов репродукций до крошечных Библий в переплетах из натуральной кожи. От годовых отчетов с высечкой по обложке и выборочным лаком по тексту до массовой литературы. На предприятии есть даже участок золочения обрезов книг — это очень трудоемкая работа, которую раньше у нас в стране вообще не делали.

Знаменитый альбом «Россия из окна поезда» с роскошными пейзажами на разворотах печатался здесь.

Взят у в Из серии «Как это делается» | Книги из Твери

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png