Пожалуй, каждый из нас хоть раз был в библиотеке и примерно представляет, как она работает. А давай посмотрим, как на самом деле работает библиотека, узнаем какой путь проходит книга перед тем, как попадет в руки к читателю. Заглянем в комнаты, в которые закрыт доступ обычным читателем, в т.ч. попадем в самое секретное помещение (в которое даже не все сотрудники библиотеки имеют доступ) – в книгохранилище, а также узнаем, как книги доставляются в читальный зал.

02. Итак, читатель идет в Национальную библиотеку:

03. И сразу же попадаем на стойку регистрации, на которой ему оформляют читательский билет (стоимость символическая, всего 50 рублей за 5 лет):

04. Читательский билет отличается от того, что было лет 15 назад, главное отличие — это наличие штрих-кода

05. Прикладываем билет и проходим и отправляемся в нужный читальный зал:

06. Но перед тем, как попасть в читальный зал, давайте познакомимся с отделом, куда поступают все новые книги. Этот сектор научной обработки документов:

07. Информация по всем новым книгам обязательно вносится в компьютерную программу — каталогизатор, все это делается вручную:

08. Каждый сотрудник в день обрабатывает примерно по 20-30 книг (да-да, у них есть свой месячный план). На сегодня в электронном каталоге Национальной библиотеки порядка: 485 000 записей! Вот такая очередь на внесение:

09. Обратите внимание сколько полей необходимо заполнить по каждой книге:

10. Кстати, здесь же ставится штамп на ту самую 17-ую страницу:

11. Кроме этого на каждую книгу наклеивается уникальный штрих-код и присваивается внутренний номер:

12. Далее книги передаются в следующий отдел, задача которого максимально полно описать каждую книгу, чтобы читатель или библиограф смогли найти нужную книгу:

13. Вот книга «Мерцание эльфийского портала», о чем она? Вот и я не знаю, и если бы этот отдел не внес подробную информацию в программу, то никогда никто ее и не нашел бы:

14. Каждая книга имеет три кода. Самый нижний код «1311430» — это внутренний код книги внутри этой библиотеки, его присвоили в предыдущем отделе. А два верхних кода присваиваются в соответствии с общепринятой библиотечно-библиографической классификацией:

15. Раньше библиотечные карточки передавались из Москвы:

16. Сегодня же их печатают на месте:

17. Библиотечная карточка содержит нужную информацию по книге, в обязательном порядке содержит нужные коды, по которым сотрудники библиотеки смогут найти ее:

18. Итак, вернемся в читальный зал. В Национальной библиотеке они разделены по тематикам. Читатель, используя алфавитный каталог, находит карточку по нужной книге:

19.  и записывает ее внутренний номер, автора и название книги:

20. По этой информации сотрудник библиотеки ищет книгу. Часть книг (самые востребованные) хранятся здесь же в читальном зале, а остальные находятся в книгохранилище. Если нужная книга находится в книгохранилище, то сотрудник отдела отправляет запрос на доставку. Запрос отправляется через компьютер (а раньше такие запросы записывались на бумажку, сворачивали в «шпульку» и кидали по специальной трубе вниз) 🙂

21. Книгохранилище находится в подвальном помещении здания, и мы отправляемся туда отслеживать, как будет обработан наш запрос:

22. Книгохранилище разбито на несколько отдельных кабинетов (сделано это в целях безопасности). Здесь установлены специальные противопожарные системы, которые тушат пожар мелким-мелким распылением, чтобы не повредить книги. После такого тушения книги сушатся простым проветриванием:

23. Для хранения книг важно соблюдать определенную температуру и влажность, за этим следит автоматизированная система:

24.

25. Стеллажи с книгами расположены на рельсах, и легким вращением рукоятки их можно передвигать:

26.

27. По этим номерам сотрудник находит нужный стеллаж и далее уже ищет нужную книгу. При этом в книгохранилищах книги не группируются по категориям или алфавиту, они идут вперемешку и упорядочены лишь по внутреннему номеру:

28. Поэтому задача читателя верно переписать нужный номер. Если читатель неверно переписал номер и сотрудник не может найти нужную книгу, то он начинает искать ее по компьютерной базе, пытаясь определить правильный номер книги (по названию, автору и т.п.). Поэтому если Вам долго не приносят книгу, то не ругайтесь, а наоборот поблагодарите сотрудника за помощь (ведь скорее всего вы сами виноваты) 🙂

29. По территории всей библиотеки проложены рельсы, по которым передвигаются тележки телелифта:

30. Нужная книга кладется в тележку:

31. На сенсорном экране указывается номер тележки и название отдела, куда она должна доставить эту книгу:

Кнопкой «ОК» подтверждаем наше задание и книга отправляется в нужный отдел. Посмотрите коротенькое видео:

32. Шахта телелифта:

34. Кстати, как работает телелифт может наблюдать любой читатель библиотеки, т.к. часть трассы проходит по коридору:

33. Умная система автоматически подсказывает сотруднику, что у него заканчиваются пустые тележки и предлагает заказать парочку. Заказываем и через пару минут она приезжает:

35. Возвращаемся в читальный зал, куда уже доставлена нужная книга.

36. Все компьютеры в читальных залах снабжены сканером, с помощью которого сначала сканируется читательский билет, а затем книга — таким образом в программе фиксируется, что книга выдана читателю. При возврате проделываются аналогичные операции и книга снимается с читателя:

37. Получив нужную литературу, можно отправляться в читальный зал:

Источник