Вместе с группой блогеров мне недавно удалось побывать на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК) и увидеть процесс производства стали от выплавки в огромных доменных печах, до прокатки в тонкие листы, которые затем оцинковывают и красят. Специально для репортаж с одного из самых крупных в России металлургических заводов.

Так со стороны выглядит парадный вход на территорию завода, чья площадь составляет 28 квадратных километров. Он является третьим по величине металлургическим заводом в России.

НЛМК выпускает около 14 % от всего российского производства стали, 21 % — проката, 55 % проката с полимерным покрытием. Комбинат производит чугун, слябы, холоднокатаную, горячекатаную, оцинкованную, динамную, трансформаторную сталь и сталь с полимерным покрытием.
Но обо всем по порядку.

Сперва одеваем халаты, каски и перчатки, они спасут, если вдруг нас обдаст стальными брызгами.

Наш путь лежит к доменной печи №6. Она была построена в 1978 году и работает без перерыва уже 35 лет. Дело в том, что если потушить печь, перестать на время плавить в ней металл, то она станет непригодной, ее придется разрушить и строить на ее месте новую. Потому доменные печи работают днем и ночью, годами, а то и десятилетиями.

Здесь можно напиться из колодца.

Так выглядит сама печь, огромное, сложное многометровое строение.

Снизу печи небольшой филиал ада. Температура в печи достигает более 2000 градусов

В такой печи четыре ответвления, пока металл льется через один желоб, другие не работают, они запечатаны специальными пробками. Здесь видно два рукава по которым течет расплавленная масса. Сверху — шлак, отходы производства, снизу чугун, насыщенный углеродом. Кстати, шлак потом продают, его используют в строительстве, постройке дорог и т.п.

Позже концентрация углерода в чугуне будет сведена к минимуму, чтобы из него получить сталь. На комбинате получают сталь многих марок, в зависимости от содержания углерода у нее меняются свойства — упругость, прочность и т.п.

Это почти готовый чугун..

Далее чугун попадает в устройство для слива. Его разливают в огромные ковши, которые везут чугун по жд на следующий участок обработки. Человек в маске и в спецодежде — горновой, следит за тем, чтобы супчик не пригорел.

Открываешь окошко, а там…

Сырье на завод поступает из Курской магнитной аномалии, где находятся крупнейшие в мире залежи железной руды. Месторождение руд находится всего в 350 км от Липецка, потому доставка на предприятие не составляет особого труда.

Так все выглядит снаружи.

Если не ошибаюсь, это охлаждающие установки.

А так выглядит доменная печь в разрезе.

Пульт управления и слежения за процессом производства чугуна.

Это самая новая доменная печь на металлургическом комбинате. Была введена в эксплуатацию в 2011 году. Название печь получила в результате конкурса среди сотрудников НЛМК, на котором были предложены всевозможные названия. Победителю был вручен айпэд.

На этом фото видно, как горячий металл льется в ковш жд состава.

Так они выглядят.

На этом фото — транспортер, который доставляет материал для печи. Он засыпается сверху. Снизу газоотводная труба.

Везде трубы, производство металла сложное дело.

Рабочие завода веселы и бодры.

Расстояния между цехами не маленькие, на территории завода оживленное автомобильное движение с железнодорожными переездами, на одном из которых мы 20 минут ждали, пока проедет состав с чугуном.

Впереди нас ждет цех горячей прокатки. Нас не пустили в конвертерный цех, где из чугуна получают сталь, потому что температура там выше 50 градусов. В конвертерном цехе из обогащенного углеродом чугуна (сывше 20%) получают сталь, в котором процент содержания углерода в разы меньше, всего доли процента. От содержания углерода в металле зависят его физические свойства: прочность, упругость, хрупкость.
В этом цеху сталь будет прокатана в стальной лист.

Стан горячей прокатки. Здесь металл прокатыватся вот такими огромными валками.

На конвейер сталь поступает в виде 12 метрового бруска толщиной в 25 см. Такой брусок называется сляб. Его можно видеть на фото.

С каждым прохождением через валки, сляб становится тоньше, и холоднее, он постоянно поливается водой.

Каждое прохождение через прокатный стан сопровождается образованием облаков.

Длина цеха горячей прокатки более километра, и сам сляб в конце пути из 12-метрового бруска превращается в километровую стальную ленту.

Пункт контроля за производством.

Вид сверху.

Завораживающее зрелище.

На этой схеме можно увидеть как проходит процесс прокатки.

Чтобы не упариться, можно открыть окошки.

Огромные, многотонные валки.

Здесь видно насколько тоньким стал сляб.

Коллеги по жж спешат зафиксировать горячее фото.

Здесь сразу несколько валков обрабатывают еще горячий стальной лист.

Несмотря на то, что стальной лист каждый раз при проходе через стан поливается водой, он по прежнему очень горячий.

Заключительным аккордом горячей прокатки следует душ.

Длиной в сотню метров. Это охладит пыл стального листа.

В каждом цехе висят такие таблички с предупреждениями, буквально через каждые сто метров. Производство довольно опасное, при не соблюдении техники безопасности можно легко получить увечья.

Большие вентиляторы вносят свою лепту в охлаждении стали.

Так выглядит конвейер, по которому движется металл.

Далее, он сворачивается в рулон. Толщина листа на финише 2 мм., длина около километра. Механизм переставляет рулон на ленту, по которой он попадет на нижний уровень, где остынет и опять попадет в жд состав, который отправит рулон в цех для дальнейшей обработки.

Здесь интересный механизм переставляет рулон с одной ленты на другую.

Едем в следующий цех. Привет рабочему классу!

Улицы на территории НЛМК носят названия подобные этим. Есть также «проспект сталеваров», «проспект прокатчиков» и т.п.

Белазы на территории комбината не редкость, но на улицах Липецка их не встретишь.

Мы плавно перемещаемся в цех холодного проката. Здесь стальной рулон толщиной в 2 мм станет еще тоньше, (до 0.2мм), он будет оцинкован и покрыт полимерами.

Везде рулоны, рулоны, рулоны. На этом снимке сталь, прошедшая холодную прокатку, но еще не попавшая на оцинковку.

Наша компания: Виталий , Жора и Алексей , за кадром Миша .

Вот, что мы все дружно фотографировали, отходы производства. Они позже опять попадут в печь.

Здесь мы видим рулоны, которые поступили из цеха горячей прокатки.

Рулон попадает в стан холодной прокатки. Принцип обработки точно такой же, как и в прошлом цехе — тяжелые валки, большое давление, охлаждение.

Так наматывается в рулон готовый лист.

Идем дальше. В этом уголке некоторые рулоны делают матовыми, по заказу клиента.

По заводу ездят вот такие машинки

И вот такие. Перевозят небольшие грузы.

Какая удача, серебряные слитки!

Возьму-ка я один из них. Эхх, не получилось…На самом деле это цинк, вернее отходы, получаемые в ходе оцинковки стали.

Это линия по оцинковке стального листа.

Еще цинковые слитки.

Внимательный читатель по этой схеме поймет технологию нанесения цинкового покрытия. а я расскажу доступным языком.

Цинковые чушки, (их можно видеть около электрокара) помещаются в цинковую ванну, в которой они расплавляются.

Здесь можно видеть, как лист проходит через эту ванну. В результате сталь покрывается с двух сторон слоем цинка толщиной в несколько нанометров, этого вполне достаточно, чтобы предотвратить металл от коррозии.

По ходу оцинковки образуется «пенка» на поверхности ванны, это уже отход производства.

Пенку убирают в формы, где она застывает в форме таких кубов. Такой цинк уже не пригоден для дальнейшей обработки стали и отправляется обратно на завод, где его переплавят, переработают, и превратят в такие чушки (стоят чуть дальше).

Оцинкованные рулоны.

А здесь рулоны поменьше размерами. Дело в том, что некоторым заказчикам не нужны большие 20-тонные рулоны, их неудобно заправлять в станки для штамповки различных изделий, потому заказывают небольшие, по 3-4 тонны рулоны.

А это рулоны  с нанесенным полимером. Они хорошо упакованы, чтобы не испортить, не поцарапать. Сверху прикреплена цветная полоска, по которой ясно какого цвета лист внутри. Здесь белый и бордовый.

В этом рулоне — зеленый лист.

Красота.

Пройдем в цех, где на оцинкованную сталь наносят краску, которая застыв становится полимером.

Если в прошлых цехах рулоны перемещались большими кранами с ручным управлением, то в этом все проще — он управляется джойстиком.

Подробная схема нанесения полимерного покрытия.

Весь спектр предлагаемых цветов.

В общем, все происходит так: в барабан заряжается стальной рулон, он протягивается почти на километр и лист проходит через валки, которые находятся в ванне с краской, которая проходя через печь превращается в полимерное покрытие.

Схема поближе, чтобы понять как все происходит. Одновременно, как мы видим может быть заряжено сразу два рулона, как только заканчивается один, заряжается второй.

Это валки для покраски.

Источник