Недавно мне, как представителю проекта «Как это сделано» удалось посетить единственный в Москве судостроительный завод и посмотреть своими глазами, как делают катера, яхты и речные суда, которые так известны всем москвичам и гостям столицы.

Завод существует давно, он был основан в 1936 году, и выпустил за эти годы более 1800 судов. В 90-е годы предприятие подобно многим другим находилось в кризисе и было под угрозой закрытия, однако понемногу положение на заводе улучшилось, увеличились заказы, и сейчас является успешным производителем разноплановых судов, от катеров для ВМФ и речных судов до люксовых яхт.

Заглянем в цех и посмотрим своими глазами, как рождаются корабли.


На заднем плане видно обстановочное судно в конечной стадии строительства.

Всего здесь находятся три судна в разных стадиях строительства.
Этот уже почти готов, скоро мы побываем внутри этого корабля и посмотрим как выглядят его каюты.

А этот корабль только начали делать.

Промежуточный этап строительства.

Советские лозунги даже не выцвели за десятилетия. Может быть их немного обновили?

А эта деталь для одной из яхт, которая строится на улице, ее мы увидим позже.

В следующем цеху также строятся обстановочные суда, они предназначены для расстановки буев на воде.
Обшивка корабля вырезается из этих листов специальной, морской стали, устойчивой к морской воде в том числе.

Обратите внимание на разную толщину стальных листов. Та, что тоньше идет для производства судов которые будут ходить в реках с умеренным климатом, сталь потолще идет на обшивку судов которые будут плавать по сибирским рекам, чтобы они могли ломать лед, который образуется в период навигации.

Опять обстановочное судно, в завершающей стадии строительства. Дальше идет покраска и установка оборудования и т.п.

Обратите внимание на написание слова «Moscow» на воротах цеха и на спецовке сварщика).

Чуть дальше видны морские катера, которые строятся по заказу ВМФ России. Подойдем к ним ближе.

На стеллаже мелкие детали для разных частей катера.

Здесь можно увидеть три катера в разных стадиях строительства. Строятся они одновременно, также как и те три обстановочных судна.
Этот можно сказать в начальной стадии.

Второй почти готов.

А третий уже покрыт грунтовкой. Кстати катера делают не из стали, а практически полностью из алюминия, чтобы он весил меньше, был легче и быстрее.

На заводе от и до свариваются корпуса кораблей, вся начинка приходит от других изготовителей, но устанавливается тут же на заводе, все вплоть до мебели.

На этом этапе можно видеть, что в корпусе еще нет отверстий для винтов.

Здесь они уже есть.

Так выглядит цех.

Теперь выйдем на свежий воздух и осмотримся, взглянем на суда, которые стоят на слипах (позже объясню что это), заглянем в эллинги (объясню позже) и увидим корабль Путина.
Но сначала надо выполнить свое обещание и заглянуть внутрь обстановочного судна.

Вот так незамысловато называют некоторые из них. Это судно кстати, будет частично разобрано и отправлено своему заказчику по железной дороге.

Поднимемся на борт.

Спустимся.

Немного тесновато, но вполне уютно для небольшого экипажа. И еще один факт — на обстановочных судах сделаны все условия для проживания и ночевки во время работы, а на катерах ВМФ таких условий нет, они не предназначены для дальних походов, только для обслуживания крупных военных судов.

Справа и слева отдельные каюты.

Тут совсем немного места.

Чуть дальше еще пара спальных мест.

Выходим обратно, на траве лежат загадочные слитки, кто-нибудь знает, что это такое?

Еще одно речное судно, тоже не для пассажиров, но и речные трамвайчики на этом заводе также строят.

Под этим крытым полиэтиленом навесом также шла работа, внутрь я не заходил.

Зайдем в место с загадочным названием «эллинг». Нет, это не место, где квартируются эльфы, это место стоянки судов, в том числе и на зимний период. Владельцы яхт могут оставить зимовать здесь свои суда, правда если у них металлический корпус. Яхты с пластиковым корпусом поднимаются из воды и хранятся в сухом доке, потому что лед может деформировать корпус.

В остальное время эллинг может использоваться как простой док. Сейчас здесь находятся готовое обстановочное судно и катер, первые три стадии строительства которого мы уже видели.

Вот такая приятная оранжевая расцветка.

Здесь корабли доводятся до ума, проверяются все узлы, агрегаты.

В следующем доке находятся два готовых обстановочных судна.

Здесь то же самое — подготовка кораблей к сдаче заказчику.

Оглянемся назад. О судьбе этой белоснежной яхты я расскажу позже.

Эта шикарная яхта была построена здесь же, на московском судостроительном заводе специально для Владимира Путина во время его второго президентского срока. Использовал он ее недолго, позже подарил Валааму, точнее для того, чтобы корабль возил официальные делегации на остров.

Здесь судно находится на профилактике.

Эти речные суда здесь также для профилактических работ.

Судьба этих яхт пока не ясна. Их построили по заказу несколько лет назад, но на каком-то этапе строительство прекратилось: то ли у заказчика кончились деньги, то ли он передумал, но с тех пор эти белоснежные красавцы стоят в водах реки ожидая своих новых хозяев. Кстати, все этапы строительства до момента отказа от яхт были проплачены, здесь так строятся все судна — оплачивается отдельно каждый этап постройки судна.

Яхты покрыты полиэтиленом, чтобы погода не добила труды судостроителей. Эти яхты и подобные им построены по голландским технологиям и чертежам. В начале 2000-х годов руководство завода послало своих специалистов для повышения квалификации в Голландию, где они переняли опыт, который теперь применяют здесь.
Если хотите заказать себе подобную яхту, приготовьтесь выложить 20 млн.евро. Конечно не все яхты столько стоят, только люксовые.

На причале резиновые колбасы на цепях, чтобы при швартовке судна не бились о пристань.

Еще один факт — длина всех кораблей производимых московским судостроительным заводом ограничена 47 метрами, потому что ширина реки на территории верфи всего 50 метров. Если судно будет длиннее, его физически невозможно будет спустить на воду, оно просто застрянет. На ремонт суда принимаются также не длиннее 47 метров.

У этой яхты такая же участь как и у тех двух, но эта даже не дошла до этапа покраски.

Белая яхта вдалеке тоже законсервирована. Но я расскажу вам о крайнем справа корабле.

Это речное судно, на котором возможно катались многие, кто бывал в Москве. Сейчас оно стоит на ремонте. Судну вероятно не один десяток лет, но владельцы таких судов (различные пароходства и частники) предпочитают ремонтировать суда и использовать его до самого конца вместо того, чтобы заказывать новое — так дешевле.

Про эти вагонетки расскажу попозже.

В этом здании два цеха, в каждом строящиеся корабли.

У корабля весьма интересное имя. Наверное и история корабля не менее интересная.

Подойдем поближе и выясним, что делает рабочий.

По этим рельсам специальные вагонетки спускаются под воду, чтобы корабль мог встать на них. Судно на вагонетках мощным механизмом вытягивается из воды, а это место, где стоит корабль называется слип.

Издалека не понятно что с днищем, подойдем поближе.

Похоже на семечки.

Еще ближе, оказывается двустворчатые моллюски, но очень мелкие, размером с ноготь. Не знал, что в Москве-реке такие водятся.

Днище полностью усеяно ими. Скоро оно будет очищено от водных кочевников, будут выявлены наиболее прохудившиеся места, а на те места, где есть угроза образования дыры будут сделаны латки, правда сперва проблемное место будет вырезано. Несмотря на то, что корпус сделан из морской стали и она не вечна и понемногу изнашивается, потому суднам необходим уход и ремонт, который обеспечивается заводом.

Здесь можно отремонтировать как судно построенное на этом заводе так и любое другое.

Винты сняты и часть днища уже зачищена от моллюсков.

Обратите внимание на вагонетку.

Еще один небольшой факт: все знают, что у автомобилей на корпусе и на моторе имеются уникальные номера, с которыми их выпускают с производства. У кораблей они тоже есть, но вы ни за что их не найдете, потому что табличка с данными судна закладывается в основании киля.

В этой будке и находится тот самый механизм, который системой тросов вытягивает корабль. Обратите внимание на трос.

Вот эти самые вагонетки называются кильблоками. Для каждого типа судна свои кильблоки, которые рассчитаны на разный вес. На этих небольших механизмах и держатся эти громадины.

Теперь заглянем на склад. Нас встречает скелет Пегаса, как он сюда попал — загадка.

Здесь лежит все то, что в дальнейшем будет использовано для сборки корабля или яхты.

В том числе и двигатели.

Наша экскурсия подошла к концу, попрощаемся с Пегасом.

Вот как выглядят те самые яхты, в готовом виде.

Вход на предприятие с улицы.

Особая благодарность Марии Мартьяновой, руководителю пресс-службы МССЗ, которая сделала возможной эту экскурсию и рассказала все о том, как создают корабли)