Новое — это хорошо забытое старое — наверняка вы слышали эту известную фразу. Не могу сказать, что она применима ко всему старому, но к той теме, о которой я сегодня расскажу она вполне подходит.

В советские времена в школах (в основном в сельских) существовала программа трудового воспитания на базе учебно-производственных бригад. Детей приучали к труду — сперва выращивать что-то на пришкольных участках, а потом и к работе в поле, чтобы школьники имели не только представление о том, что такое труд, но и чтобы сформировать у них положительную мотивацию к труду.

Конечно, школьники не работали как взрослые рабочие, они трудились в свободное от учебы время весной и летом, но такие бригады помогали им ценить труд и решиться на выбор будущей профессии. Такая форма труда — учебно-производственные бригады, была очень востребована, позволяла организовать детей. К тому же они не только выращивали фрукты и овощи для школьного стола, но и зарабатывали.

С распадом Советского союза такая практика была забыта во многих селениях. Однако в некоторых осталась, и учебно-производственные бригады вполне органично вписались в реалии современных сельских школ.

Для того, чтобы выяснить как это работает, я с бригадой труженников клавишного труда отправился в Белгородскую область. Первый пункт назначения — село Шелаево Валуйского района. Здесь живет около 3 тыс. человек и всего одна школа, зато образцовая.

При входе в здание, стены усеяны всевозможными наградами учащихся школы за победы в спортивных соревнованиях.

Во дворе есть даже парковка для велосипедов.

Есть даже шахматы.

И такой облагороженный участок.

О том, насколько важна трудовая практика в этой школе говорит стенд, висящий в холле. УПБ возникла здесь 60 лет назад, и на данный момент является полностью самостоятельной в плане самофинансирования и хозрасчета.

У бригады есть свое поле в 26 гектар, где выращиваются все эти культуры. Количество выращиваемого исчисляется тоннами, а в прошлом году школьники заработали 220тыс. рублей. В данный момент поле находится под паром, потому мы туда не поедем.

Трудно назвать детьми членов учебно-производственной бригады, которые чуть ли не на голову выше нас). Кстати, зарплата школьников составляет 7500 в месяц. Никого работать не принуждают, участие в бригадах на добровольной основе.

А это пришкольный участок, где школьники УПБ ухаживают за своими деревьями.

А также учатся выращивать овощи и зелень.

Это кстати гречиха, первый раз увидел вживую, если не знаешь, то ни за что не догадаешься.

Слева бывший директор школы Подерягин Василий Савельевич, который, который застал работу УПБ в советские времена, и благодаря которому она сохранилась в наше время. Справа председатель колхоза, бывший бригадир и выпускник школы.

В следующем нашем пункте, селе Афанасьевка, Алексеевского района нас встречали с хлебом солью и песнями. Это было внезапно, необычно и приятно.

Нас встретил директор школы и руководитель УПБ Сапелкин Николай Тимофеевич. Приятная девушка рядом с ним является бригадиром!

У школы есть своя техника на которой учатся работать в поле школьники.

Здесь же есть возможность бесплатно отучиться и получить права категории В и С и отучиться на механизатора.

В этот раз у нас получилось увидеть школьное поле, где УПБ выращивает подсолнечник. И это кстати, не единственное поле, где школьники выращивают сельхозкультуры.

На следующем поле выращивается пшеница.

А на третьем кукуруза.

За рулем трактора ученик школы, который пропалывает грядки. Чуть более 20га, на которых УПБ выращивает культуры являются собственностью школы, остальные поля находятся в долгосрочной аренде. Урожай исчисляется десятками тонн.

Учебно производственная бригада не просто выращивает сельхозкультуры, но и проводит опыты по выращиванию новых сортов и гибридов. Излишки продукции реализуются среди детских садов и школ Алексеевского района.

Следующий наш пункт — Ракитянский агротехнологический техникум. Здесь выпускники школ и бывшие члены УПБ учатся на востребованные сейчас рабочие профессии — зоотехников, механиков, водителей тракторов, комбайнов, электриков, поваров-кондитеров и даже на микробиологов.

Во времена моей университетской юности было престижным идти учиться на юриста и экономиста. В результате большая половина выпускников осталась ни с чем — рынку труда не нужно было столько адвокатов/прокуроров и бухгалтеров. А сейчас существует дефицит специалистов рабочих профессий, и хорошие специалисты зарабатывают достойно.

Как нам сказали, недостатка в студентах нет. Молодежь понимает перспективность таких специальностей, потому стремится приобрести нужные знания. К тому же техникум сотрудничает с агрохолдингом " Белгранкорм", куда после учебы трудоустраиваются лучшие выпускники.

Особое внимание в техникуме уделяется дуальному образованию, при котором теоретическая часть подготовки будущих специалистов проходит на базе образовательной организации (в нашем случае техникума), а практическая — на рабочем месте.

Местные предприятия "заказывают" техникуму определенное количество специалистов, а также принимают участие в составлении учебной программы. Студенты при дуальном обучении совмещают учебу с практикой на предприятии.

Оборудование для выращивания птицы, на котором учатся студенты.

Такое образование сейчас активно внедряется не только в Белгородской области, но в некоторых соседних регионах. Дуальное обучение поддерживается министерством образования не только для общего обучения школьников по специальностям, но и для знакомства их с потенциальными работодателями.

На предприятиях у студентов есть наставники, которые помогают получить нужный опыт еще до окончания учебы, то есть при поступлении на работу предприятие получает уже полноценного специалиста.

А в этом кабинете учат водить спецтехнику. Трактора John Deere.

И Камазы.

Здесь учат механиков.

А здесь электриков, очень нужная профессия. Хороший электрик сейчас редкость.

И микробиологи.

Во дворе техникума небольшой автомобильный музей.

И последний наш пункт — Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В.А. Скляренко, который сейчас выполняет заказ для Крымского моста. Здесь проходят практику студенты Борисовского агромеханического теникума.
Дуальное обучение здесь тоже давно практикуется.

Мне интересно ваше мнение по поводу написанного. Как считаете, нужны ли учебно производственные бригады и как относитесь к дуальному обучению в техникумах?

Отдельная благодарность Министерству образования и администрации Белгородской области за приглашение!

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Жми на иконку и подписывайся!

— http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
— https://www.facebook.com/kaketosdelano/
— https://www.youtube.com/kaketosdelano
— https://vk.com/kaketosdelano
одноклассник.jpg — https://ok.ru/kaketosdelano
tw.png — https://twitter.com/kaketosdelano
inst.png — https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Официальный сайт — http://ikaketosdelano.ru/

Мой блог — http://aslan.livejournal.com
Инстаграм — https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook — https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте — https://vk.com/aslanfoto