Как делают самолеты. Часть 1

Завод

Как делают самолеты. Часть 1

При словах “отечественное производство ” у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет 100 – абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…

На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…

Как делают самолеты. Часть 1

Снимать здесь запрещено, но для нас сделали исключение:

3. Как делают самолеты. Часть 1

Современные самолеты создаются “в цифре”. Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.

Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:

4. Как делают самолеты. Часть 1

Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:

5. Как делают самолеты. Часть 1

В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:

6. Как делают самолеты. Часть 1

Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:

7. Как делают самолеты. Часть 1

Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:

8. Как делают самолеты. Часть 1

Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:

9. Как делают самолеты. Часть 1

Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:

10. Как делают самолеты. Часть 1

Вручную лишь устанавливают заготовки:

11. Как делают самолеты. Часть 1

Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: “Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее”. Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:

12. Как делают самолеты. Часть 1

Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:

13. Как делают самолеты. Часть 1

Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было “выстругано” из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:

14. Как делают самолеты. Часть 1

В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:

15. Как делают самолеты. Часть 1

Лазером же вырезают мелкие детали:

16. Как делают самолеты. Часть 1

В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:

17. Как делают самолеты. Часть 1

18. Как делают самолеты. Часть 1

Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:

19. Как делают самолеты. Часть 1

20. Как делают самолеты. Часть 1

21. Как делают самолеты. Часть 1

Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:

22. Как делают самолеты. Часть 1

23. Как делают самолеты. Часть 1

Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:

24. Как делают самолеты. Часть 1

Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:

25. Как делают самолеты. Часть 1

После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:

26. Как делают самолеты. Часть 1

27. Как делают самолеты. Часть 1

Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая “палетой”:

28. Как делают самолеты. Часть 1

Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:

29. Как делают самолеты. Часть 1

Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:

30. Как делают самолеты. Часть 1

Разметка установки технологического крепежа производится вручную:

31. Как делают самолеты. Часть 1

Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:

32. Как делают самолеты. Часть 1

После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:

33. Как делают самолеты. Часть 1

По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:

34. Как делают самолеты. Часть 1

Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:

35. Как делают самолеты. Часть 1

Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:

36. Как делают самолеты. Часть 1

Стапель сборки лонжерона крыла:

37. Как делают самолеты. Часть 1

38. Как делают самолеты. Часть 1

Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:

39. Как делают самолеты. Часть 1

Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):

40. Как делают самолеты. Часть 1

Центроплан – центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:

41. Как делают самолеты. Часть 1

Цех, в котором собирают крылья:

42. Как делают самолеты. Часть 1

В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:

43. Как делают самолеты. Часть 1

Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:

44. Как делают самолеты. Часть 1

На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:

45. Как делают самолеты. Часть 1

Все они закрываются подобными съемными крышками:

46. Как делают самолеты. Часть 1

Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:

47. Как делают самолеты. Часть 1

В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:

48. Как делают самолеты. Часть 1

Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:

49. Как делают самолеты. Часть 1

В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:

50. Как делают самолеты. Часть 1

Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:

51. Как делают самолеты. Часть 1

И устанавливают его в фюзеляж:

52. Как делают самолеты. Часть 1

После установки его накрывают технологическим полом:

53. Как делают самолеты. Часть 1

Под ним расположен багажный отсек:

54. Как делают самолеты. Часть 1

Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:

55. Как делают самолеты. Часть 1

Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:

56. Как делают самолеты. Часть 1

В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо.

57. Как делают самолеты. Часть 1

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий