Как работает аварийное освещение Boeing-737

Инженерия

Когда в самолёте вдруг темно и страшно, мы сегодня говорим про аварийное освещение.

Как работает аварийное освещение Boeing-737

Как уже интуитивно понятно из названия, аварийное освещение нужно тогда, когда основное освещение потолочными и надоконными лампами внезапно кончилось, а всему салону срочно надо коллективно что-то увидеть. Также оно подсвечивает пути эвакуации снаружи самолёта.

 


Потребная ситуация может случиться при отключении электропитания – как из-за аварии самолёта, когда генераторы переменного тока на двигателях и ВСУ не работают; так и, например, при банально неработающей ВСУ и несвоевременном подключении источника наземного электропитания на стоянке.

Как видно из фото, по всему салону расположены небольшие светильники аварийного освещения.
Они присутствуют на багажных полках (в верхней части):
Как работает аварийное освещение Boeing-737
Там же видны световые табло “Выход” над аварийными выходами на крыло.

Также под потолком салона прикреплены световые табло в районе аварийных выходов на крыло (левый верхний угол):
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Небольшие табло со стрелочками ютятся в нижней части проёмов аварийных и обычных выходов из самолёта:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Табло также имеются надо всеми входными и сервисными дверями самолёта:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Лампы аварийного освещения находятся и снаружи самолёта для подсвета в тёмное время суток возможного пути эвакуации при аварийной ситуации.
По плафончику слева внизу от аварийного выхода на крыло:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Возле обычных дверей (круглый плафон справа от двери):
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Всё описанное освещение питается от небольших аккумуляторов, прячущихся в нескольких укромных местах на протяжении салона самолёта.
Управление включением аварийного освещения возможно с панели для бортпроводников на задней кухне:
Как работает аварийное освещение Boeing-737
(левая кнопка под колпачком)
Отсюда обычно бортпроводники включают аварийное при проверке перед вылетом.

Также аварийное может включить лётный экипаж из кабины переключателем на потолочной панели.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

В положении ON аварийное принудительно включено.
В положении OFF – выключено.
В положении ARMED аккумуляторы источников питания аварийного освещения заряжаются от бортовой сети переменного тока, а при пропадании переменного напряжения освещение включается автоматически. Именно в этом положении находится переключатель почти всегда, когда на борту есть экипаж.

Посмотрим же, как выглядит предмет дискуссии при включении на тёмном самолёте.

Табло над входными и сервисными дверями светятся сами и подсвечивают проём:
Как работает аварийное освещение Boeing-737
(чисто для справки – в верхней части фото слева сосок индивидуальной вентиляции бортпроводников, справа – лампа рабочего освещения)

Нижний плафончик возле двери:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Аварийные выходы на крыло и потолочный плафон в центре салуна:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Нижний плафончик возле аварийного выхода на крыло:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Выходы на крыло снаружи:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Лампы сзади люков освещают верхнюю поверхность крыла с нескользящим покрытием и нанесёнными на нём стрелками, указывающими путь эвакуации.
Нижняя часть фюзеляжа снаружи также имеет несколько плафонов аварийного освещения для подсветки зон прыга с крыла.

Ещё немного по салону.
Если вы будет проползать по центральному проходу между креслами, то обязательно обратите внимание на две пластиковые полоски, проходящие параллельно вдоль салона спереди назад.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Это – аварийная световая дорожка на или вблизи пола.

Дело в том, что при задымлении салона дым находится преимущественно сверху, а умные люди – преимущественно снизу. И вот чтобы они могли видеть, куда лучше свалить из этого бардака, и нужны дорожка и плафоны в нижней части проёмов.

Дорожка бывает разных видов исполнения – лампочками на бортах кресел, светящаяся лампами или светодиодными лентами на полу, или как тут – фотолюминисцентая (светонакопительная).
Как работает аварийное освещение Boeing-737
Данный конкретный вариант лично мне не очень нравится – довольно тёмный. Бывают и получше и позаметнее.
Но зато в части обслуживания хлопот почти не доставляет.
Дорожка “заряжается светом” от работающего внутреннего освещения салона, а в темноте становится видна за счёт своего светоизлучения:
Как работает аварийное освещение Boeing-737
Тут я для верности правую часть ещё интенсивно возбудил фонариком.

Также фотолюминисцирующие наклейки могут быть в различных других местах: опять же на бортах кресел или, как тут, на верхней перегородке шторки бизнес-класса:
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Ещё внутри или возле сидений бортпроводников и экипажа есть фонарики.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Они закреплены в специальных держателях, по вынимании из которого фонарик сам загорается. Наружного выключателя нет.
Для проверки заряда батареи на корпусе есть красный светодиод (точка в левой части фонаря возле чёрной полоски). По частоте мигания светодиода определяется заряд. Мигать должно не реже раза в 10 секунд.

Ну, и в конце расскажу про рутину.
Бортпроводница записала замечание, что в плафоне аварийного выхода на крыло не горит одна лампочка.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Есть entry – есть action.
Применяем к плафону маленький хитрый дюймовый шестигранник и снимаем светофильтр.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Под ним находим пять маленьких лампочек.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Лампы с колбами примерно двух миллиметров в диаметре просто вставляются усиками в гнёзда.
Как работает аварийное освещение Boeing-737

Меняем сгоревшую и собираем механизм в обратном порядке.

 

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий