Эта история про работу, которую никто не видит и не замечает только до тех пор, пока ее кто-то молча делает. Вот кто и когда замечал, что в московском метро чисто? Да нет, нормально там, как и должно быть. А вспомните, кому есть что вспоминать, забастовку работников метро — барханы мусора, перекатывавшегося под ногами. Газеты, банки, огрызки, фантики и бог весть что еще. Вот тут то мы заметили, что оказывается вагоны много и часто убирают. А если не убирать весь день — то мусора будет по-колено.
Та же самая история с Москвой рекой. Мы привыкли уже к ней такой, какая она сейчас, а если задуматься, сколько в день мусора летит в реку с набережных? Банки, бутылки, обертки, пакеты. Сколько грязи смывается в реку дождями, и где же она вся? Оказывается, все это, практически вручную, собирается специальным флотом Мосводостока.
Утро выдалось такое, что казалось, природа май с мартом перепутала.
На воде стыли корабли
Мок причал и вместе с ним мокли мы, ожидая подхода нашего судна
А вот и он — МС-1. Первая моя реакция:
— Ого, какой совочек!
Совок и правда, что надо совок
Швартуется и берет на борт нашу группу
Еще вчера было тепло и сегодня мало кто успел отреагировать на погоду, потому все набились в рубку
— МС-1 выходит из затона на рейд и следует вниз — говорит капитан в эфир и мы начинаем свой небольшой круиз по отлову мусора в Москве-реке.
Максимальная скорость судна 10 км в час, рабочая меньше
Маршрут до Крымского моста и обратно в Нагатинский затон. Длина 67 км.
Вчера, например собрали и отгрузили 340 кубов мусора. А по итогам навигации флота в прошлом году было собрано с акватории реки 2,881 тысяч кубометров плавающего мусора, 8,135 тысяч литров обводненных нефтепродуктов, а также 20,2 тысячи кубометров ила.
А мы тем временем видим цель! Бутылка, теплоход опускает ковш в воду, подкрадывается к цели
Скажу сразу — первый раз она сорвалась. На второй заход ее подцепили на ковш
И потом пришлось бежать и разматывать веревку, которая не давала бутылку как следует подцепить
Но как бы то ни было, бутылка собрана, дождик кончился и мы выплескиваемся из рубки на палубу
Заглядываем на корму
Знакомьтесь: Волков Юрий Николаевич, Капитан судна, 37 лет работы в Мосводостоке. Из них последние 16 лет на МС-1. Пришел на работу мотористом, вырос до капитана.
(Простите объектив в брызгах дождя, сколько я его ни протирала — не помогло)
— А почему Вы работаете на именно на этой работе?
— Привычка … ну и нравится конечно, река чистая — мне приятно и вам наверное тоже приятно. Была такая история, Лужков принимал мэров 7 городов мира и мы прошли с ним от Кремля до Киевского вокзала, ни одной бутылки, ни одной мусоринки. И нам было приятно и Юрию Михайловичу было приятно и гости удивлялись.
Мусоросборочный флот — это три больших теплохода МС-1, МС-2 и МС-3, несколько средних НС — тоже с ковшами и совсем маленькие маневренные катера, для центра города. Там мусор ловят сачками. Спроектированы и построены суда по заказу города на судоремонтном заводе. Это свой проект от чертежа и до спуска на воду, нигде больше таких теплоходов нет.
Я совсем не поклонница бывшего мэры Москвы Лужкова, но слова из песни не выкинешь: службу мусоросборки организовал в 1998 году Лужков. До этого никакой службы очистки поверхности реки не существовало.
— А что же было с рекой до вашей службы?
— До нас вся река была в нефтепродуктах и два раза в год ее продували.
— Что делали?
— Закрывали шлюзы, а потом разом все открывали, ну и выносило весь мусор ниже по течению
(Вот подарочек то … )
— Когда грязнее всегда на Москве-реке, в какой сезон?
— Весной, а еще после бурных дождей
— А трупы находили?
— Находили, останавливаемся, вызываем полицию
— Поднимать не имеете права?
— Нет, даже собак, кошек, только если нужно помочь вытащить — это мы пожалуйста, всегда поможем, сколько раз просила полиция.
— А живых собак вылавливали?
— А как же! Сколько раз! И людей тоже. Напарник мой парня выловил, напоил чаем и в полицию сдал, чтобы ему объяснили там, что с мостов прыгать не надо.
— А он случайно, по глупости или самоубиться пытался?
— А мы не знаем, пусть органы разбираются, мы главное из реки вынули.
— В Марьино женщина как-то коляску уронила, хорошо ребенок на руках был. Подняли коляску, ей отдали. В Западном порту около берега заметили чемодан, подняли. От чемодана на берег шла веревка. Долго думали вскрывать или вызывать полицию. Все таки вскрыли. В чемодане обнаружился сейф, с высверленной задней стенкой и, конечно, пустой.
— Очень много находим сумок, барсеток, пакетов, как-то на пасху нашли пакет с яйцами крашеными. Почему, зачем выкинули — никто не знает.
— А в Яузе как-то нашли мину. Около электрозаводского моста. Вызывали МЧС, взрывников. Всех убрали от этого места.
Нашим героям потом премию выписали.
Граждане, колитесь, никто мину в Яузе не забыл, эээ?
А вот то, что «забывают» в реке обычно
— А нефтепродукты вы как собираете?
— У нас есть реагенты, которые разлагают нефть на нейтральные компоненты.
А мы снова видим цель! Вон какой «крокодил» плывет
Заходи, дорогой, гостем будешь!
Теплоход поднимает ковш и бревно с грохотом скатывается в мусороприемник
— А когда у вас начинается заканчивается навигация?
— Примерно с 1 октября большая часть теплоходов ставится на профилактику. Остается на дежурстве одно крупное и одно мелкое судно. Если вода открыта — ходят, собирают мусор. Команды во время зимнего сезона, как правило подрабатывают на снеготаялках.
А мы идем мимо нашего города, глазеем по сторонам. Река очень чистая, мусора сегодня почти что нет, можно любоваться видами
Проходим под злонесчастным мостом, который ремонтируют последние 5 лет, если не больше. И вот только в этом году, там кроме ремонта появились еще и ремонтники. Я все думала, а как же они перила будут над водой монтировать. А вот как — баржу-ремонтник погонят
Движение по встречной полосе
Разворачиваемся
И возвращаемся обратно в затон, высаживать нашу группу и идти уже на длинный маршрут в город, 3,5 часа в одну сторону и 2,5 обратно.
Вот стоит МС-3 — такой же теплоход как наш. А рядом с ним, обратите внимание — кучка мусора, собранного вчера. И так каждый день, без выходных и праздников — мы же мусорим без праздников, а скорее в них даже и побольше
А рядом стоит НС-1, средний теплоход, тоже с ковшом, но поменьше
37 лет службы и ни одной грамоты или благодарности, полушутя сокрушается капитан
А я думаю, давайте ему благодарность напишем, а? Вот как представлю, что если бы не они — то вся эта мерзкая свалка плавала бы по реке, воняла и разлагалась, бррррр.
Уважаемый, Юрий Николаевич!
От лица жителей нашего города, удивленных и потрясенных тем, какое полезное и нужное дело Вы делаете и тем, какая грязь бы плавала вокруг нас, если бы не мусоросборочный флот, разрешите Вас и Ваших коллег по цеху поблагодарить за нашу чистую реку!
Большое Вам Спасибо!!!
Урррра!
А тем временем вышло солнце, жить стало веселее и я весело пошла на работу, стуча зубами и приговаривая «чаю, мне, чаю»!