Как делают самолеты. Часть 2

Завод

Как делают самолеты. Часть 2

Если в предыдущем цехе Сухого самолет буквально выстругивали из куска алюминия, то в цехе, о котором я расскажу сегодня, в него вдыхают жизнь. Здесь самолету дарят крылья, авионику, двигатели и салон, после чего он впервые в жизни взмывает в небо…

Как делают самолеты. Часть 2

Первое, что бросается в глаза в цехе окончательной сборки Суперджета, это идеальная чистота и порядок:

3. Как делают самолеты. Часть 2

Около каждого самолета стоят лайтбоксы, сообщающие о конкретных работах, производимых в данный момент с каждым из 6 самолетов, находящихся в ангаре:

4. Как делают самолеты. Часть 2

Цех убирают 4 раза в день – грязь и самолет несовместимы:

5. Как делают самолеты. Часть 2

Управление всеми процессами сборки идет из огороженных зон – точно такие же я видел на заводе Боинга:

6. Как делают самолеты. Часть 2

В цехе окончательной сборки одновременно строят 6 самолетов плюс один стоит уже готовый, пока его не примет и не заберет заказчик:

7. Как делают самолеты. Часть 2

Завод работает по конвейерному принципу. В цехе организовано 6 рабочих мест, на каждом из которых самолет проводит 30 дней. Это так называемый “такт производства”:

8. Как делают самолеты. Часть 2

На первом рабочем месте, или на “Платформе №1”, устанавливается вертикальное и горизонтальное оперение, двери, багажные люки, киль и стабилизатор, монтируется электропровод и трубопровод, по которым подается топливо и гидрожидкость гидравлических систем (правда здесь самолет похож на ушастый шлем Дарт Ведера?):

9. Как делают самолеты. Часть 2

Верхние антенны:

10. Как делают самолеты. Часть 2

В кабине самолета протягивают первые провода и устанавливают систему подачи гидрофобизирующей жидкости, систему очистки лобовых стекол.:

11. Как делают самолеты. Часть 2

Монтируют чехол вспомогательной силовой установки (ВСУ), которую используют для запуска основных двигателей и для обеспечения самолета энергией на стоянках:

12. Как делают самолеты. Часть 2

Центроплан – центральная часть самолета, к которой во время следующего такта присоединят крылья. Когда самолет построят, эта секция будет герметична, и в ней, как и в части крыла, будет топливный бак:

13. Как делают самолеты. Часть 2

На втором рабочем месте к самолету прикрепляют крылья, вешают шасси, монтируют саму ВСУ и передний обтекатель:

14. Как делают самолеты. Часть 2

SSJ100 – первый русский самолет, стыковка которого производится автоматически. Фюзеляж самолета выравнивают, а крылья поднимают на специальных домкратах. Все выравнивается с помощью лазера, после чего происходит стыковка и крепление крыла к фюзеляжу:

15. Как делают самолеты. Часть 2

Шасси крепят после установки крыльев. Убираться они должны в полость под самолетом за центропланом. После установки шасси самолет перемещается от одного рабочего места к другому уже на своих колесах:

16. Как делают самолеты. Часть 2

Шасси выдерживают 70 тысяч взлетов и посадок:

17. Как делают самолеты. Часть 2

В Суперджете 83 километра проводов. Заделкой электросоединителей и прозвонкой занимаются в основном девочки:

18. Как делают самолеты. Часть 2

Как они разбираются в этих проводах, я не понял, но знающие люди говорят, что перепутать невозможно:

19. Как делают самолеты. Часть 2

На каждый жгут надевается защитный чехол с маркировкой, предотвращающий попадание пыли и указывающий порядок стыковки:

20. Как делают самолеты. Часть 2

Самолет изнутри “обивают” матами тепло- и звукоизоляции:

21. Как делают самолеты. Часть 2

Около каждого проема в полу стоит предупредительная табличка:

22. Как делают самолеты. Часть 2

Во время третьего такта на крыло навешивают пилоны крепления двигателей, устанавливают предкрылки, закрылки, заделывают электросоединения:

23. Как делают самолеты. Часть 2

Очаровательные девушки очищают верхнюю панель крыла от излишков герметика:

24. Как делают самолеты. Часть 2

25. Как делают самолеты. Часть 2

26. Как делают самолеты. Часть 2

Во время четвертого такта монтируют систему гидравлики и систему кондиционирования воздуха, обнаруживают всевозможные утечки, монтируют каркас обтекателя крыло-фюзеляж, опрессовывают фюзеляж избыточным давлением воздуха от специального стенда, устанавливают радиоэлектронное оборудование:

27. Как делают самолеты. Часть 2

На 5-м такте самолет “ставят под ток”, то есть начинают тестировать все бортовые системы под током:

28. Как делают самолеты. Часть 2

Технические панели в полу открывают, и рабочие прокладывают провода через багажный отсек, монтируют кабельную сеть:

29. Как делают самолеты. Часть 2

Таких отсеков на борту несколько – и под полом кабины (подкабинное пространство), и в переднем/заднем багажных отсеках. Собственно, вся сложность современного самолета – как такую кучу самой разной техники запихать в довольно ограниченное пространство и сделать так, чтобы она работала безотказно и без ненужного взаимовлияния:

30. Как делают самолеты. Часть 2

31. Как делают самолеты. Часть 2

Мастер контролирует внедрение конструктивных изменений:

32. Как делают самолеты. Часть 2

На заключительном 6-ом такте в самолет монтируют салон, двигатели, кабину экипажа, проводят общий техосмотр и выкатку – то есть, впервые выкатывают самолет из ангара, где передают его на летно-испытательную станцию:

33. Как делают самолеты. Часть 2

До завершения работ салон закрыт специальными чехлами, чтобы не повредить перед сдачей заказчику. Обратите внимание на место для ног у пассажиров первого ряда экономического класса. Если когда-нибудь будете летать на Суперджете, просите первый ряд:

34. Как делают самолеты. Часть 2

Самолеты оснащают Российско-французскими двигателями SaM146:

35. Как делают самолеты. Часть 2

Двигатели оптимизированы под 75 посадочных мест, но большинство авиакомпаний предпочитают заказывать салоны с 95 местами, из-за этого сложилось мнение, что у Суперджета слабые движки. В данный момент Сухой работает над увеличением мощности двигателей на 5% для версии самолета с увеличенной дальностью (long range), что неизбежно приведет к росту стоимости его обслуживания и сокращению ресурса:

36. Как делают самолеты. Часть 2

Отработка систем перед первым полетом:

37. Как делают самолеты. Часть 2

После летно-испытательных работ самолет улетает в Ульяновск, где его красят, и после этого возвращают в Комсомольск-на-Амуре для финальной доделки и устранения всех мелких неполадок:

38. Как делают самолеты. Часть 2

В настоящее время каждый самолет производится за 180 дней. Перед заводом стоит задача ускорить производство, чтобы постройка самолета занимала 54 дня.

Если в данный момент 1 такт производства составляет 30 дней, то это означает, что Сухой выпускает по 1 самолету каждый месяц. В дальнейшем каждый такт сократится до 9 дней, что позволит выпускать по 3 самолета в месяц.

На данный момент уже построено 11 самолетов, но самолет мало спроектировать и произвести, его еще надо испытать (чтобы доказать, что получился достойный продукт) и сертифицировать, т.к. это новый тип воздушного судна. Без сертификатов ни одна авиакомпания не купит – зачем самолет, который не может возить пассажиров?

1-й, 3-й, 4-й и 5-й самолеты SSJ100 базируются на летно-испытательном комплексе ЗАО “ГСС” в ЛИИ им.Громова в г.Жуковский.
2-й – в ЦАГИ, г.Жуковский
6-й – в СибНИА, г.Новосибирск

1-й SSJ100 (заводской номер 95001, бортовой номер 97001) первый полет совершил 19.05.2008, а в октябре 2008 начал летные сертификационные испытания. Из-за того, что “единичка” не до конца соответствует типовой конструкции SSJ100, он принимал участие, в основном, в аэродинамических испытаниях и испытаниях на критические режимы (обледенение, сваливание).

2-й SSJ100 (заводской номер 95002, бортового номера нет – ибо не летал) в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им.Жуковского) на статических испытаниях. Самолет нагружают и смотрят, что происходит с конструкцией – как она ведет себя, как выдерживает.

3-й летающий прототип (95003, 97003) проходил, например, испытания на ЛТХ (летно-технические характеристики), устойчивость и управляемость, испытания на боковой ветер в Исландии в прошлом году.

4-й (тоже летающий – 95004, 97004) – испытания на отказобезопасность, испытания всех систем воздушного судна, 1й этап испытаний в условиях высоких температур, испытания в условиях воздействия электромагнитных полей высокой интенсивности, испытания в условиях высокогорья.

5-й (летающий – 95005, 97005)- испытания в условиях высоких температур, испытания в условиях низких температур, тоже отказобезопасность и тоже испытания всех систем.

6-й (нелетающий – 95006) – проходит испытания на ресурс – на нем выполняются лабораторные полеты.

7-й SSJ100 (заводской номер 95007, бортовой EK-95015 (Армавиа) – это первый серийный самолет. Назван в честь Юрия Гагарина. Первый коммерческий рейс совершил 21.04.2011, с тех пор налетал уже более 1000 часов.

8-й SSJ100 (95008, бортовой RA-89001 (Аэрофлот) – назван в честь Михаила Водопьянова. Первый рейс совершил 16.06.2011 по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

9-й SSJ100 (95009, бортового пока нет, т.к. Армавии не был передан) – Армавиа планирует ставить самолет только в летнее расписание, поэтому его производство пока приостановлено, чтобы ускорить работу над машинами для Аэрофлота.

10-й SSJ100 (95010, RA-89002) – 2-й SSJ для Аэрофлота – носит имя Дмитрия Езерского. Первый рейс совершил не далее как 27 августа 2011.

11-й – тот, который мы видели в цехе окончательной сборки.

На сегодняшний день у Сухого есть предварительные заказы на 168 самолетов, то есть производство будет загружено до 2015 года:

Аэрофлот – 30
ВЭБ-лизинг для ЮТэйр – 24
Interjet (Мексика) – 15
Газпром – 10
ФЛК для Якутии – 2
Армавиа – 2
Kartika Airlines (Индонезия) – 30
Phongsavanh (Лаос) – 3
Pearl Aircraft Corporation (США)- 30
Blue Panorama Airlines (Италия) – 4
Willis Lease Finance Corporation (США) – 6
Sky Aviation (Индонезия) – 12

Каталожная цена Суперджета 31,7 миллионов долларов. Из них только кресла салона стоят 1,2 миллиона долларов. Двигатели стоят 25% от стоимости самолета.

Основные конкуренты Сухого Суперджета – Эмбраер E-190, Бомбардье CRJ900-1000 и АН-158.

Мы как раз застали момент, когда 11-й самолет передавали Аэрофлоту. Вот как выглядит серийный Сухой Суперджет 100:

39. Как делают самолеты. Часть 2

Багажный отсек:

40. Как делают самолеты. Часть 2

Компоновка кресел в салоне 3+2:

41. Как делают самолеты. Часть 2

Расстояние между рядами в экономическом классе – 79 сантиметров, в бизнес-классе – 97 сантиметров:

42. Как делают самолеты. Часть 2

Как я уже писал, больше всего места для ног у пассажиров первого ряда экономического класса:

43. Как делают самолеты. Часть 2

В бизнес-классе компоновка кресел 2+2:

44. Как делают самолеты. Часть 2

Кухня в хвосте самолета:

45. Как делают самолеты. Часть 2

Совершенно не совковый, большой и удобный туалет:

46. Как делают самолеты. Часть 2

Ну и сам красавец-самолет:

47. Как делают самолеты. Часть 2

Бытует мнение о том, что Сухой СуперДжет100 не НАШ самолет, что он просто скомпонован из иностранных деталей, и таким образом, не мы им должны гордиться. Однако, все мозги, которые его проектировали, наши, и КБ наше, и завод наш. Что поделать, если наша промышленность не может пока выпускать комплектующие того качества, которые необходимы для производства самолета мирового уровня.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий