Мы побывали на интересном предприятии лёгкой промышленности — Фабрике театрального реквизита, предприятии с богатой историей (фабрика была основана в 1950 году).
1.
Название фабрики отражает только часть выпускаемой продукции, помимо сценических костюмов и обуви, одежды сцены (занавесы, кулисы, интерьерные драпировки) здесь ещё делают: форменную и корпоративную одежду (в том числе для милиции и военных), вышитые рушники и скатерти, флаги (также с вышитыми гербами), мантии, трикотаж (детский и спортивный), головные уборы и оборудование для сцены (свет, звук, подъёмники). Учитывая реалии сегодняшнего дня — фабрика берёт в том числе и разовые заказы от конкретных творческих коллективов, заказы на уникальные костюмы для рыцарских турниров и косплея.
С фабрикой нас знакомила замечательная Наталья Пауль, заместитель директора по коммерческим вопросам. Также нам уделил внимание и директор — Николай Алексеевич Скиданов, рассказав о проблематике и целях предприятия на будущее. Крепкой проблемой для фабрики стало февральское постановление Правительства Украины, которое запретило бюджетным организациям (милиции и военным) размещать заказы на форменную одежду, причём в этом постановлении не указаны иные пути закупки. Наталья и Николай Алексеевич — на фото.
Фабрика начинается с вывески на проходной.
2.
Оформление управленческих коридоров фабрики переносит нас лет эдак на 40 назад. Но — чисто и опрятно, мне этот деревянный декор нравится больше, чем хрупкий и неприятно пахнущий гипсокартон.
3.
Время остановилось не только фигурально, но и фактически — часы в одном из коридоров уже давно показывают время бодрого раннего утра.
4.
Детали сразу окунают нас в понимание, что мы находимся не на обычном производстве, а на творческом предприятии, где главными являются идеи художников. Это панно нарисовали художники сразу после открытия фабрики, панно сохранено до сих пор.
5.
Моё внимание привлекли две картины в приёмной и кабинете Натальи Пауль. Их нарисовал художник, который работал на соседнем предприятии.
6.
7.
В приёмной мы знакомимся с Натальей и наградами фабрики.
8.
Наталья нам показывает рисунки, которые рисуют художники как образ одежды — для Заказчиков. Причём рисунки начинают создавать сразу при визите Заказчика, вчерне и контурно.
9.
Наталья достаёт одну из папок с рисунками из богатых архивов — здесь и реализованные уже дизайны костюмов, и концепты. Когда Заказчик не совсем определился, что он хочет — богатые архивы рисунков становятся хорошим подспорьем.
10.
11.
12.
13.
Нам показывают один из выставочных залов с национальными костюмами.
14.
Этот национальный костюм в слобожанском стиле был разработан специально для встречи иностранных гостей в Харькове на ЕВРО-2012, но из-за тугодумства чинуш встречающие девушки были одеты в случайно купленные национальные костюмы в западно-украинском стиле.
15.
Отправляемся на производство, начинаем с цеха вышивки. Здесь кудесницы-вышивальщики реализуют концепты художников.
16.
В работе — цветочная вышивка.
17.
18.
Вот так рисунок художника переходит в эскиз на ткани. Рисунок на кальке прокалывается по контурных линиям.
19.
Затем калька накладывается на ткань и через дырочки просыпается мел или уголь (в зависимости от цвета ткани). По этим дорожкам и вышивают. Вышивальщицы здесь такие опытные, что иной раз улучшают замысел художника, да и реализация фактуры рисунка, образуемая прострочкой — тоже плод совместных обсуждений с художниками.
20.
Для отглажки вышивки здесь работает такая утюжная станция с отдельным парогенегатором и крутилками настроек. Вот такой тебе утюг промышленного масштаба.
21.
Есть и вышивальная машина с ЧПУ. Чертежи вышивки сюда загружаются прямо с компьютера через портативный носитель — и чудо-машина сама реализует концепты художников.
22.
Поднимаемся в раскройно-швейный цех — большое и светлое помещение. Здесь установлено новое оборудование благодаря чаяниям директора Н.А. Скиданова.
Мы застали момент изготовления ковра для манежа Харьковского цирка — ковёр изготавливается из натуральных материалов для комфортной работы зверей на арене. Работа по сшивке элементов — кропотливая, выполняется вручную.
23.
В цеху установлено два больших механизированных раскроечных стола Zinger.
24.
На столах есть поперечные ножи с приводом — для отреза рулонов на прямоугольные заготовки.
25.
Одно нажатие кнопки — и ножик скользит по ткани, отсекая нужный кусок.
26.
Для фигурной вырезки есть механизированный нож, перемещаемый вручную по ткани — по подготовленной контурной подложке.
27.
И автоматизированный раскройный нож для более мелких элементов.
28.
Наталья показывает нам цех и заодно проверяет, что там делают работницы. Атмосфера очень тёплая — все ласково называют друг друга по именам.
29.
Молодые специалисты за работой.
30.
Оверлок промышленного масштаба.
31.
Сейчас изготавливается заказ на фильтры из фиброткани.
32.
И заказ на форменную одежду.
33.
Ещё одна утюжная станция — с множеством насадок, позволяющими легко гладить рукава и штанины.
34.
Мы передвигаемся в творческий центр фабрики — к конструктору-модельеру и художницам.
Первое, что бросается в глаза в кабинете конструктора — большой плоттер, на котором печатают заготовки для раскроя.
35.
Рабочее место конструтора — есть и компьютер, и аналоговый стол для рисования.
36.
37.
Стол снабжён цифровым позиционирующим устройством — можно легко оцифровать крой с рисунка по ключевым точкам и получить электронный документ для печати на плоттере.
38.
Соседняя с кабинетом конструктора комната — склад-библиотека готовых раскроев.
39.
Дверь кабинета художников снабжена таким вот весёлым рисунком.
40.
Художниц мы застали врасплох и немного смутили.
41.
Новый образ рождался прямо у нас на глазах
42.
Перемещаемся в следующий швейный цех, можно сказать — исторический, по сравнению с новым цехом. Здесь больше рабочих мест и изготавливается разнообразная продукция.
43.
Был замечен графский костюм, который был заказан для ролевых игр.
44.
Здесь делают спортивный трикотаж.
45.
И одежду сцены. Нам показывают один из расшитых элементов драпировки.
46.
А это — главный занавес сцены, заготовка, которую ещё необходимо вышить.
47.
Оборудование фабрики радовало мой глаз как технаря. Вот — олдскульная многофункциональная машина.
48.
Мощный утюжный пресс для закрепления под тканью формирующей подкладки.
49.
И — немецкий механизированный утюжный пресс.
50.
Наталья показывает, как идёт спрессовывание ткани с формирующей подкладкой.
51.
Стрелочка показывает рабочий нажим.
52.
На выходе — уже спрессованный элемент, который гораздо лучше держит форму, чем простая ткань.
53.
Надписи на некоторых аппаратах веселят неподготовленных блогеров 🙂
54.
Немного творческого порядка 🙂
55.
Перемещаемся в ещё один выставочный зал — с форменной одеждой.
56.
До поставления правительства (о котором выше) фабрика делала много форменной одежды для офицерского состава структур МВД и МО Украины. Сейчас — есть с этим проблемы.
57.
Наш посол Сашка zarajsky вошёл в раж, был то в образе стюардессы…
58.
… то в образе беспогонного генерала.
59.
Склад готовой продукции — не так велик, так как всё сейчас делается под заказ и отгружается индивидуально каждому Заказчику.
60.
К празднованию дня города подготовились заблаговременно — уже есть запас флагов с гербом Харькова.
61.