Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.
В гости к королям мы сегодня не пойдем, но посмотрим, как добывается открытым способом соль и я немного расскажу, как это происходило раньше.
02.
Добыча соли в озерах Нижнего Поволжья началась еще в средние века, а может и раньше. Основным местом добычи было озера Эльтон и Баскунчак. На соледобыче трудились, в основном, татары, выгнанные Иваном Грозным со своей земли, киргизы и русские крестьяне. Рабочие-ломщики работали по 12-14 часов в рапе, которая летом нагревалась до 45-50 градусов. Человек в таких условиях выдерживал десять-пятнадцать лет, после чего либо умирал, либо становился инвалидом.
03.
В 1810 году плата рабочему за 1000 пудов (16 тонн) соли составляла 3,52 рубля. Правда после развития соледобычи на озере и прокладки железной дороги плата поднялась до 8,33 рубля. Продавалась же соль в том же 1810 году по 25 копеек за пуд, если вычесть стоимость перевозки, можно посчитать примерный доход владельцев соледобычи. К концу XIX века на добыче соли работало 5000 человек и столько же верблюдов.
04.
Молодое советское государство принесло освобождение не только женщинам востока, но и механизацию в соледобычу. Естественно, сразу было произведено сокращение штата.
05.
В начале 20-х годов прошлого века инженером Юрием Макаровым был изобретен «Солесос», принцип действия которого и название используется до сих пор, я расскажу об этом агрегате ниже. И даже с картинками.
06.
Естественно, после ввода в эксплуатацию комбайна производительность увеличилась в разы. Но и потребность в соли тоже возросла. Если раньше основная масса соли поступала для употребления в пищу, то сейчас в пищу идет только 20% всей добываемой соли, остальное т.н. промышленная соль для химпереработки и нужд промышленности.
07.
А с увеличением выработки встал и вопрос о размере природного запаса соли в озере. В 1927 году в озере заложили разведывательную буровую скважину, чтобы определить мощность соляного пласта. Бурение прекратили на глубине 257 м, так и не дойдя до подстилающей породы. Опять же надо уточнить, что называть Баскунчак озером, наверно, не совсем корректно. По своей сути это впадина, в которую «стекает» под тяжестью земли соль с близлежащих соляных куполов. По большому счету, озеро Баскунчак и гора Богдо это один и тот же геологический объект, соляной купол и соляная впадина. При аккуратной, расчетливой разработке этого уникального месторождения запасы соли практически неисчерпаемы, восстановление выработанного 6-ти метрового слоя занимает несколько лет.
08.
Последнее время складывается сложная ситуация с экологическим состоянием озера. Мало того, что резко увеличившееся количество туристов привозит с собой мусор, так и сосед-гигант «Кнауф-гипс-Баскунчак» периодически сливает дренажную воду в близлежащие впадины. А оттуда вода, содержащая в том числе стронций и кадмий, попадает в озеро. Между «Бассолью» и Knauf’ом регулярно происходило недопонимание, и, по старой российской традиции, без вмешательства царя решиться этот вопрос не мог. Роль царя взял на себя Александр Александрович Жилкин, губернатор Астраханской области, и в данный момент стороны пришли к взаимопониманию.
09.
Как я уже говорил, с момента изобретения солесоса принцип его работы не изменился, хотя это уже четвертое поколение этих машин. Все передвижения происходят по рельсам. По мере выработки пути переносятся, хорошо видны следы от шпал. Комбайн делает выработку там, где сам же стоял пару дней назад. Сейчас глубина выработки составляет 6 метров.
10.
Ну что же, давайте посмотрим, как же этот агрегат работает. Тем кто знаком с принципом работы земснаряда ничего объяснять не надо, принцип тот же. Кстати, еще раз напомню, в полуметре от крайнего рельса вертикальная выработка в 6 метров.
11.
Два резака-разрыхлителя со скоростью примерно 36 об/мин. дробят соляной пласт на мелкие куски в 5-35 мм.
12.
После прохода комбайна остается вот такой след шириной чуть больше метра. Резаки сменные и еще несколько лет ширина выработки была два метра.
13.
Далее подвижная труба всасывает соляную взвесь (солепульпу), состоящую из рапы и кусков соли. Для того, чтобы куски соли поддерживались во взвешенном состоянии нужна относительно большая скорость. Рапа всасывается со скоростью не менее 2 м/сек (7 км/ч).
14.
После прохождения ротора, дополнительного измельчения и нескольких промывок рапой смесь попадает на грохот, где соль отделяется от рапы.
15.
Рапа сливается обратно в озеро…
16.
…а соль по грохоту и транспортеру попадает в вагоны, в которых и отправляется до Ахтубинска и далее вверх по Волге.
17.
Таким образом, солесос это просто большой насос с измельчителем и грохотом, установленный на железнодорожную или плавучую платформу. Производительность солесоса примерно 300 тонн в час.
18.
Из вагонов лишняя влага удаляется через естественные щели, выглядит это впечатляюще, почти как в пещере.
19.
Объем добычи соли в 2007 году составил 1,42 млн. тонн, 250 тысяч тонн из которой пищевая.
20.
Ну что, посмотрим в каких условиях трудятся современные соледобытчики? Солекомбайн, как и практически любая большая современная машина, работает на электричестве. Пульт управления состоит из кнопок, тумблеров и аналоговых приборов. Впрочем, добавился небольшой компьютерный монитор. С этого пульта осуществляется основной контроль (частота оборотов резака, мощность всасывания, скорость грохота). Кабина примерно 5 квадратных метров, есть кондиционер. Без него было бы сложно работать под солнцем в жару более 60 градусов по Цельсию.
21.
Комбайн обслуживается бригадой из двух человек, смена 8 часов. Работа круглосуточная, комбайн останавливается только в случае поломки. Если поломка серьезная, в нескольких километрах отсюда, в цеху, стоит запасной комбайн.
22.
Пульт, с которого осуществляется погрузка соли в вагоны. Должность комбайнера одна из самых оплачиваемых на производстве. В сезон добычи (апрель-октябрь) зарплата составляет около 28 т. рублей, зимой эти же люди производят ремонт и обслуживание оборудования, подготовку к следующему сезону, и получают около 15 т. рублей. Таким образом средняя зарплата составляет 21,5 тысячи. Надо ли говорить, что летом в отпуск никто не уходит?
23.
Такие комбайны выпускаются сейчас Минским тракторным заводом, родина этого агрегата для меня загадка.
24.
Сердце комбайна – дизельная. Два дизеля вырабатывают электричество для многочисленных электродвигателей. Точнее, вырабатывают генераторы. Обожаю запах в дизельной, горячее масло и немного выхлопа. Мда… Но в разумных дозах)
25.
К сожалению, ничего не могу сказать про характеристики двигателей, нет такой информации. Просто очень большие и шумные