Обычно профили самолётов (так называемые “боковики”) на компьютере рисуют в растровых редакторах. Однако, и форма объекта, и тени (собственные и падающие), и отражения поддаются математическому описанию, следовательно, их можно точно начертить. В данном очерке описаны методы именно “черчения” таких изображений в векторном редакторе.
Данный обзор основан на материале созданном в программе CorelDRAW, хотя применим и к другим векторным редакторам. Формат обобщающей статьи не предусматривает подробностей прочерчивания многих деталей, о каждой из которых можно написать отдельный рассказ. Кроме того, в каждой программе одного и того же результата можно добиться несколькими различными способами (наборами комманд).
Для примера взят самолёт МиГ-29 модификации “9-13” из Музея авиационной техники в Боровой (под Минском). Он достаточно сложен и по форме, и по окраске, чтобы показать основные принципы.
1. Самая кропотливая часть работы – это прорисовка непосредственно чертежа. Конечно, при желании, можно и сразу только “красить” (результат см. п.11) или найти готовый векторный файл чертежа. Например, в Википедии даются векторные файлы формата .svg, который можно конвертировать и в .cdr, и в любой другой формат. Однако практически во всех доступных чертежах вы найдёте их несоответствие фотографиям, тех. описаниям, другим чертежам и т.д. Кроме того, выполняя чертёж, вы гораздо лучше начинаете понимать конструкцию машины, что помогает избежать многих ошибок и упущенных особенностей. Иногда данную работу удобнее выполнить в специализированной чертёжной программе (например, AutoCAD), файл которой хорошо открывается в редакторе иллюстраций. Для удобства быстрого редактирования линии разной толщины и цвета (тона) лучше рисовать в разных слоях. В данном случае использовано четыре слоя: контурные линии, линии расшивки, линии заклёпок и отдельных крепёжных элементов. При прочерчивании их удобнее сделать разного цвета. А если сразу чертить замкнутые контуры, то их потом можно будет моментально закрашивать. На приведённом изображении, для примера, наложены чертежи А.Михеева и J.Martinek’а.
2. Первым делом выделяются основные объемы и закрашиваются базовым цветом. Если бы объект был очень многоцветный, то за базовый удобнее всего было бы взять средне-серый. Но на данном образце присутствует основной цвет – светло-серый с небольшой синевой. Его удобно взять за базовый. Сопла двигателей имеют другой цвет и, главное, простую цилиндрическую форму, которую легко отобразить градиентной заливкой. Поэтому они изображаются отдельно.
3. Обводятся отдельно зоны, которые будут светлее и темнее базового цвета. Закрашиваются они также базовым цветом. Фонарь кабины выступает за основные обводы фюзеляжа и его следует рисовать отдельно.
4. Обводятся самые светлые и самые тёмные места выделенных выше зон, применяя к ним соответствующие цвета. На приведённом изображении они выглядят как почти белые и тёмно-серые тонкие полоски. Желательно чтобы эти элементы имели такое же количество узловых точек, как и сама зона. В противном случае может потребоваться много опыта, чтобы получить плавную форму. Так же необходимо чтобы начальные точки фигур были одна напротив другой (если есть общие точки, как в данном случае, то лучше сделать начальной одну из них).
5. С помощью инструмента интерактивного перетекания (в CorelDRAW – Interactive Blend Tool) делается плавное перетекание фигур от элементов созданных в п.4 к соответствующим элементам, созданным в п.3. На приведённом изображении, для наглядности, число промежуточных трансформаций (шагов) выставлено равным 5-ти. Для более плавного перехода, конечно, число шагов нужно больше. Этот показатель в любой момент можно изменить для получения приемлемого результата. В рассматриваемом чертеже практически на всех перетеканиях количество шагов выставлено равным 20-ти (как и по умолчанию в программе).
6. При наложении полученных элементов на то, что было сделано в п.2 получаются уже основные формы фюзеляжа самолёта.
7. Далее прорисовываются мелкие детали. Тут используется широкий спектр методов. В данном случае использованы в основном одноцветные и градиентные заливки с различными прозрачностями и без них. Некоторые элементы изображены при помощи интерактивных перетеканий. Основные линии расшивки подчёркнуты светлыми и тёмными линиями. Отдельно детали выглядят так:
8. Мелкие падающие тени изображены при помощи одноцветных заливок. Крупные падающие тени – при помощи градиентных заливок и одноцветных заливок с градиентной прозрачностью. Отдельно тени выглядят так:
9. При наложении деталей и теней получается готовая форма самолёта, которую можно использовать для различных вариантов окраски.
10. Элементы, окрашенные в цвета отличные от базового, либо рисуются полностью с начала, либо получаются трансформацией и/или перекрашиванием готовых элементов с базовой окраской. Отдельно они выглядят так:
11. При наложении окраски получается готовая векторная модель самолёта. В большинстве случаев авторы на такой стадии и останавливаются. Далее для получения технического рисунка можно наложить на это изображение чертёж (см п.1). Результат такого действия можно увидеть на заглавной картинке. Другой путь – художественные эффекты (блики и засветы, отражения, помятости и потёртости, загрязнения и т.д.), многие из которых всё-таки лучше делать в растровом редакторе.
12. Из основных эффектных моментов, которые удобно делать “в векторе”, можно отметить заклёпки и другой крепёж. Правда, на окрашенном самолёте они не видны со стороны. Исключение составляют неокрашенные машины, каких среди МиГ-29 не встречается. Векторная модель позволяет быстро менять элементам цвета, отключать и менять свойства слоёв и групп (при этом “вес”, например, приведённой модели 480Кб), поэтому сложно устоять от соблазна пофантазировать.