Почти каждому из живущих на 1/6 суши известно, что в аптечке БелАЗа может находится амбулаторно до шести человек и что для БелАЗа не существует помехи справа, кроме другого БелАЗа. А если серьёзно, то Белорусский Автомобильный Завод на сегодня держит примерно 30% процентов рынка большегрузных карьерных самосвалов.
В 2013 году они представили самосвал грузоподъёмностью 450 тонн, созданный всего лишь за два года. Он уже заявлен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире. Самосвалы такой грузоподъёмности на данный момент пока никто не производит. Сегодня мы заглянем в цеха БелАЗа и посмотрим, как рождаются гиганты.
БелАЗ ежегодно, на день машиностроителя, проводит день открытых дверей, и чтобы попасть на него надо всего лишь прочесть анонс на сайте www.belaz.by и в назначенный день приехать в город Жодино, с утра пораньше. Ограничений по фотографированию абсолютно никаких. Главное не заходить за ленточки, быть трезвым и не нарушать порядок. Самые интересные места, к сожалению скрыты от глаз, но и то что есть, довольно интересно посмотреть.
На завод реально приходит очень много народа. Сотрудники с детьми, приезжают люди из других городов Беларуси. С 12 часов дня до 15 завод полностью в распоряжении гостей.
Обзор начинается с монтажно-сборочного цеха №1. Я как понимаю, это самый старый из имеющихся цехов. Здесь находится конвейер по сборке 40-тонных самосвалов, а также вспомогательные производства.
Прессовое производство. Прессы производства воронежского завода Тяжмашпресс.
Лазерная резка металлов.
Участок закладки и сборки 40-тонных самосвалов.
Вот здесь начинается конвейерная сборка самосвалов. Надо заметить, что БеЛАЗ чуть ли не единственный производитель в мире, собирающий карьерные самосвалы конвейерным способом.
Двигатели устанавливаются первыми.
Двигатель ЯМЗ-240БМ2-4
Затем гидромеханические трансмиссии.
Затем устанавливается остальное оборудование и кабины.
Одними из последних ставятся гидронасосы, если я правильно определил этот агрегат. На гидронасос возложены функции рулевого управления и подъёма кузова. Эти системы у БелАЗа объединены.
Примерно 500 метров назад этот милый грузовичок был набором запчастей.
Шины производятся в городе Бобруйск. На въезде в город в качестве памятника стоит шина от большого карьерника.
Следующий доступный для осмотра участок сборки трансмиссий.
Очень интересным для меня стал тот факт, что у БелАЗа дисковые тормоза.
Стенд для испытаний собранного заднего моста.
Зуборезные станки для нарезки шестерён.
Здесь для доступа открыт главный конвейер и участок подготовки комплектующих. Первое, что можно увидеть при входе, это участок сборки колёс. Они последними устанавливаются на собранный самосвал. Вообще всё, что по прямой на этом снимке, это подготовка к производству. Сборка систем централизованной смазки, систем пожаротушения, сборка дизель-генераторов и мотор-колёс. После всё это передаётся на главный конвейер, который находится справа и устанавливается на собираемые самосвалы.
Самое то для клумбочек во дворах.
Части выхлопной системы. Многие детали, надо сказать, весьма увесистые. Целый день на конвейере и ни какого фитнеса не нужно!
Если я правильно соображаю, эти валы служат либо для привода с дизеля на генератор, либо от электродвигателя колеса на тормозные диски. А может быть и там и там.
Дизель-генераторная установка. Генераторы наши, российские, производства новосибирского завода и питерского Электросила. Дизели устанавливаются разные. На фото cumminsБез кузова он даже кажется небольшим 🙂 Только колёсико выше моего роста (1,86).
Отдельно стоящий дизель, возможно катерпиллер
генератор синхронный тяговый.
Его величество электродвигатель крупным планом.
Мотор-колесо в разобранном состоянии.
Элемент мотор-колеса. Правильное название его я, к сожалению, не знаю.
А теперь из этого всего попытаемся собрать БелАЗ. На этом заканчивается вспомогательное производство, а я подхожу к главному конвейеру.
Теперь я в фотографиях попытаюсь показать путь от пустой рамы, до готового самосвала способного выехать своим ходом.
В самом начале конвейера нашёлся вот такой ключик на 60. Незаменимый инструмент для сборки БелАЗов 🙂 Интересно, сколько же грузовиков было собрано с его помощью 🙂
Вот эта прелесть в собранном состоянии весит 40 тонн! 40 ладокалин! Как она перемещается по цеху, можно увидеть на следующем снимке.
Часть передней подвески с тормозами.
Вон то большое сзади, это часть заднего моста. Белазы грузоподъёмностью выше ста тонн оснащаются электротрансмиссией. Мотор-колёса крепятся к этой «бочке», посередине размещаются тормоза, крепящиеся к валам электродвигателей. Чуть ниже можно будет увидеть с другого ракурса люк для доступа к системе торможения.
Если приглядеться, то можно обратить внимание, что на конвейере одновременно собирается несколько разных моделей. К сожалению, я не знаю всех особенностей, поэтому не могу на сто процентов сказать какая модель в итоге выйдет. Вот это, судя по креплениям воздушных фильтров, в итоге будет 220тонником.
А вот здесь установлен дизельный двигатель Cummins
Установлены мотор-колёса, ведётся монтаж электросхем.
Отверстие сзади с лесенкой, нужно для обслуживания тормозной системы заднего моста. Тормоза находятся именно там.
Топливный бак примерно на 1,7 тонн топлива, установленный за колесом.
В конце сборки устанавливаются колёса и самосвал готов своим ходом покинуть ворота цеха.
Готовый красавец грузоподъёмностью 220 тонн, готовый к выезду из цеха.
На улице +5, моросит противный дождь, а оделся я довольно легко для такой погоды. В цехах тепло, но уже к сожалению всё просмотрено и отснято. Впрочем нам не привыкать, айда на улицу!
Ещё несколько БелАЗов притаилось в кустах.
Без кузова он даже кажется небольшим 🙂 Только колёсико выше моего роста (1,86)
Народу, несмотря на плохую погоду, было много. Родители приехало со своими детьми, были даже малыши в колясках. На площадке между цехов и самосвалов была установлена сцена и проходил концерт какой то местной самодеятельности.
360+40+450=850. Это не арифметика, это общая грузоподъёмность этой троицы.
БеЛаЗы на подбор. Вам какой?
Готовые БелАЗы у цеха
Мотор-колесо
А теперь немного спецтехники выпускаемой БелАЗом и входящим в холдинг БелАЗ Могилёвским Автомобильным заводом. Этот пепелац служит для увлажнения дорог в карьерах, чтобы снизить запылённость.
Самосвал-землевоз МоАЗ-75041 грузоподъемностью 27 т.
Эвакуатор для вышедших из строя БелАЗов.
Шахтный автопогрузчик. Используется для работы в шахтах, поэтому кабина ему не нужна.
Ещё один Могилёвский самосвал, к сожалению точную модель затрудняюсь указать.
БелАЗ 75180 грузоподъёмностью 180 тонн и мощностью 2000 лошадиных сил.
БелАЗ — 75174 грузоподъёмность 150 тонн.
БелАЗ 75302 грузоподъёмностью 220 тонн.
Мама папа и сынок.
Округлый козырёк самосвальной платформы — совершенно новая конфигурация кузова для 220-тонных самосвалов.
Также благодаря новой форме снижена собственная масса этой самосвальной платформы.
БелАЗ-74212 — аэродромный тягач
Обратите внимание — кузова практически всех БелАЗов разборные. Это нужно для того, чтобы уложиться в железнодорожный габарит.
Не влезать — злой дятел! Как я писал ранее — в этом дупле находится тормозная система.
БелАЗ-75602 грузоподъёмностью 360 тонн
По сравнению со своими собратьями, этот совсем малыш!
Ну а теперь, на сцену выходит он — БелАЗ 75710. Полный привод, два дизельных двигателя MTU DD16 V4000 общей мощностью 4600 лошадиных сил. Без загрузки работает один двигатель, при полной — второй автоматически включается в работу. Два топливных бака вмещают 5600 литров топлива, гидросистема рулевого управления и подъёма кузова содержит 1800 литров гидравлической жидкости. Собственный вес около 400 тонн.
Его габариты:
Высота: 8.16 м
Ширина: 9.87 м
Длина: 20.60 м
На осях используются спаренные колёса лишь потому, что на данный момент нету шин, которые могли бы осилить вес более 100 тонн. Сама покрышка высотой около 4х метров весит 5 тонн. В мире сейчас всего два завода, производящих покрышки такого размера — Мишлен и Бриджстоун. Впрочем Белшина обещает их догнать к 2015 году.
Чтобы самосвал мог вписывался в радиус поворота 20 метров, обе оси сделаны поворотными.
Под бампером, если его так можно назвать, можно стоять в полный рост.
Чтобы завести этот автомобиль, не обязательно подниматься в кабину. Можно зайти под моторный отсек и воспользоваться этим пультом.
Тросы нужны для того, чтобы фиксировать платформу в открытом состоянии.
В сравнении с 360 тонным БелАЗом.
И 90 тонным
Источники 1 2 3 4
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите пишите мне — Аслан (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта https://ikaketosdelano.ru
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.