Летом 1975 года в кинотеатрах США стартовал триллер «Челюсти» тогда еще молодого и амбициозного режиссера Стивена Спилберга. Эта лента о белой акуле-людоеде, терроризирующей небольшой курортный городок, позже принесет ему мировую известность и признание. Также считается, что ныне повсеместно используемый термин «блокбастер» закрепился в обиходе именно после выхода на экраны «Челюстей».
Предлагаем вам отпраздновать этот замечательный юбилей с нашей специально сделанной по такому случаю подборкой фотографий со съемок и подготовительных площадок.
1. Режиссерская карьера Спилберга началась с того, что он снял несколько эпизодов сериала «Ночная галерея» и эпизод сериала «Коломбо». В 1971 году Стивен снимает свой первый полнометражный фильм «Дуэль». Картина, созданная для телевидения, завоевала Гран-при на фестивале фантастических фильмов «Авориаз», после чего была перенесена на большой экран.
2. Спилберг: «Три года спустя я дебютировал в большом кинематографе с картиной “Экспресс в Шугарленд”, а летом 1975 года на экраны вышел фильм “Челюсти”. Правда, я стал тогда известен не просто как Стивен Спилберг, а как режиссер, который закончил крупнобюджетный (Бюджет составил огромные по тем меркам 12 миллионов долларов. — Прим. ред.) фильм на целых три месяца позже запланированного срока».
3. Спилберг: «До него я был просто режиссером по вызову, амбициозным и неизвестным. После огромного успеха картины я, как говорится, проснулся знаменитым и мог теперь позволить себе снимать все, что хочется».
4. Спилберг: «Несколько лет я обивал пороги киностудий, предлагая сценарий фильма о летающих тарелках, неизменно получая ответ в стиле “да ты сумасшедший, парень!”. После “Челюстей” ко мне обратились десятки заинтересованных человек со словами: “Стивен, как там насчет фильма о летающих тарелках? Еще в силе?”»
5. Фильм собрал в прокате 260 миллионов долларов и до выхода «Звездных войн» оставался самой кассовой картиной в истории кино.
6. После того как в 1977 году «Эпизод IV: Новая надежда» обогнал «Челюсти» по сборам в американском кинопрокате, Спилберг отправил вот такое письмо с поздравлениями своему приятелю Джорджу Лукасу.
7. Спилберг с одним из продюсеров ленты Ричардом Д. Зануком (без головного убора).
8. Сценарий был написан Карлом Готтлибом (в кепке) и автором одноименного романа Питером Бенчли (в центре).
9. Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс), что около восточного побережья США, с 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки.
10. Дальнейшая работа над фильмом продолжалась по апрель 1975 года.
11. Премьера в кинотеатрах США состоялась 20 июня того же года. За одно лишь лето триллер посмотрели 67 миллионов американцев!
2. Главный герой фильма — милашка Брюс. Это имя белой акуле-людоеду было дано в честь юриста Спилберга Брюса Рамера.
13. Сначала появились два рисунка в масштабе 1 к 1 (20 и 30 футов длиной), которые создал арт-директор Джо Алвес. В итоге было решено остановиться ровно посередине — 25 футов (7,62 метра) от кончика носа до хвоста. На фото — Джо Алвес и эндоскелет Брюса.
14. Ширина челюстей составила 5 футов (1,52 метра).
15. Любой будущей жертве будет там вполне комфортно.
16. Одна только голова весила порядка 400 футов (181 кг).
17. Ответственный за спецэффекты Боб Мэтти и его команда разработали и изготовили механическую модель.
18. Один из первых макетов.
19. Брюс «вживается в роль».
20. Самое интересное, что механических акул-людоедов было несколько. Группа Мэтти создала сразу три экземпляра.
21. У двух Брюсов было открытое брюхо. У одного — левая часть, у другого — правая.
22. В кадре они менялись в зависимости от направления своего движения и угла съемки.
23. Третий хищник был полностью герметичным и использовался для подводных съемок и крупных планов.
24. Приводилась в движение акула при помощи специального манипулятора с поворотным механизмом, установленного на погружаемую стальную платформу.
25. Прежде чем спустить Брюса на воду, испытания конструкции прошли в полевых условиях.
26. Транспортировка тяжеленного хищника доставила обслуживающему персоналу немало хлопот.
27. Вес Брюса вместе с платформой составил 12 тонн!
28. Наглядная схема строения и управления этим чудом техники.
29. На доставке проблемы не завершились. При первом же испытании в «боевых условиях» акула-людоед пошла ко дну. Команде техников в срочном порядке пришлось ее переделывать.
30. В общем, Брюс стал кошмаром не только для героев картины и зрителей…
31. …но и для техперсонала.
32. «Врачебный» консилиум.
33. Отдых после ремонта.
34. Пока главный герой находился в импровизированных ремонтных доках, желающие получали незабываемые впечатления.
35. В пасти у людоеда.
36. Когда Брюс был исправен и не участвовал в съемках, он находился на специально изготовленной поддерживающей платформе.
37. Туда его помещали для того, чтобы соленая вода не разъедала механические части и не выводила из строя электронику.
38. Теперь давайте пробежимся по другим героям ленты и ее сюжету.
39. «Всем внимание! Камера, мотор!»
40. Обратите внимание на форму «хлопушки».
41. Действие картины происходит в течение пяти дней — с 1 по 5 июля 1974 года на острове Эмити, где расположен небольшой курортный городок с тем же названием. Все началось ночью во время отдыха на пляже компании молодых людей. Кристина Уоткинс решила пойти искупаться и не вернулась.
42. Ее роль исполнила Сьюзэн Бэклайни.
43. Осветительное оборудование для съемок в темное время суток.
44. Утром шеф местной полиции Мартин Броуди (роль исполнил Рой Шайдер) и его помощник Ленни Хендрикс (Джеффри Крамер) находят на берегу останки тела несчастной девушки. Характер повреждений указывает на то, что она стала жертвой огромной белой акулы, появившейся у берегов Эмити. На фото — Рой Шайдер со Стивеном Спилбергом.
45. Шайдер за чтением сценария.
46. С продюсером Зануком и Спилбергом.
47. Броуди недавно перевелся на остров из Нью-Йорка вместе с женой Эллен (роль исполнила Лоррейн Гэри, на фото в шляпе) и двумя сыновьями.
48. Шеф полиции хочет немедленно закрыть пляжи, но мэр острова Ларри Воун (роль исполнил Мюррей Гамильтон, на фото в костюме), поддерживаемый владельцами прибрежных гостиниц и мотелей, категорически против этого. Если будут закрыты пляжи и объявлено о грозящей опасности, здесь никто не захочет отдыхать, и курортному бизнесу Эмити будет нанесен непоправимый урон. Эксперты меняют свое мнение и утверждают, что Кристина погибла от винта проходящего катера.
49. Броуди, одолеваемый сомнениями и тревогой, лично несет вахту на пляже. Когда Эллен пытается снять стресс мужу при помощи массажа, случается второе нападение.
50. Следующей жертвой становится маленький мальчик Алекс Кригер, купавшийся среди других детей на надувном матрасе.
51. После пляжного инцидента напуган уже и сам мэр, но он пока еще не желает оповещать остальной мир об опасности. Он даже отказывается от предложения местного охотника на акул рыбака Квинта (роль исполнил Роберт Шоу, на фото в центре) выловить и убить акулу-людоеда за 10 тысяч долларов.
52. Ночью после собрания двое местных непрофессионалов попытались поймать рыбку своими силами. Монстр заглотил наживку, после чего разнес в щепки деревянный пирс с рыбаками. Один из них упал в воду и чудом спасся.
53. Все уговоры Мартина Броуди и прибывшего на место эксперта из национального института океанографии Мэтта Хупера (роль исполнил Ричард Дрейфус, на фото) закрыть прибрежную зону не возымели действия.
54. Что касается актерского состава (Шайдер, Шоу и Дрейфус), то сценарист фильма Питер Бенчли (на фото с Робертом Шоу) хотел видеть на месте указанной троицы Роберта Редфорда, Пола Ньюмана и Стива Маккуина.
55. Герои фильма — рыбак Квинт и ученый Хупер невзлюбили друг друга. По совпадению, актеры, их игравшие, Роберт Шоу и Ричард Дрейфус, в реальности тоже друг друга на дух не переносили.
56. Еще один интересный факт. Во время съемок у Шоу имелись проблемы с налоговой службой, так что сразу же после их окончания актер вынужден был уехать из США.
57. На следующий день после первой неудачной ловли в море вышло уже человек двадцать местных жителей на своих лодках. Вернулись они, поймав вместо белой акулы тигровую.
58. Убитую акулу, якобы и бывшую людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды. Около Мартас-Винъярда таких больших экземпляров не встречается.
59. Та самая фотография с трофеем, которую сделали в фильме.
60. Но Хупер не разделяет всеобщего ликования. У особи оказываются слишком маленькие челюсти, да и вид акулы не совпадает. Ученым было предложено проверить ее желудок, но мэр города в резкой форме отказывается.
61. Мейкап-художники придают трупу свежести…
62. …и сочности.
63. На этой фотографии очень хорошо видны тигровые признаки.
64. В наши дни трудно представить себе подобные съемки с натуры. Проблем с защитниками животных все же предпочитают избегать.
65. Спилберг с якобы акулой-убийцей.
В первой части нам довелось познакомиться с основными персонажами фильма и его главным героем — белой акулой-людоедом, прозванной на съемочной площадке Брюсом. Также мы узнали, как и кем были сделаны три механических модели акулы. Остановили свой рассказ мы на первых двух жертвах монстра. Сегодня давайте посмотрим, как число жертв дошло до пяти, чем же все закончилось и что стало с механическими Брюсами после окончания съемок.
1. Общественность была успокоена снимком рыбаков с трофеем, и на пляжи снова хлынули толпы туристов.
2. Сценарист Питер Бенчли сыграл эпизодическую роль репортера, ведущего включение с песков Эмити 4 июля.
3. Спилберг тоже появился в картине. Его можно увидеть в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете.
4. Просмотр снятого материала.
5. Празднования по случаю 4 июля с ежегодной регатой и массовым принятием водных процедур закончились очередной трагедией.
6. Сначала местные мальчишки распугали всех купальщиков поддельным плавником.
7. В массовой сцене паники в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга, были наняты местные жители острова Мартас-Винъярд.
8. Затем появился и сам людоед. На мелководье он утащил под воду инструктора по плаванию.
9. Съемка сцен у берега. Все гениальное — просто.
10. Режиссер со съемочной группой.
11. На фотографиях Спилберга частенько можно заметить стоящим в море. Но не все было так просто — Стивен панически боялся открытой воды.
12. Процесс избавления от фобии.
13. Исцеление завершено.
14. После гибели инструктора шеф полиции Броуди вместе с Хупером отправляются в ночную разведку на катере.
15. Случайно они натыкаются на лодку (видна на фото на заднем плане) пропавшего рыбака Бена Гарднера. Хупер спускается в воду для осмотра судна и находит огромный акулий зуб и разложившиеся в воде останки четвертой жертвы.
16. Та самая голова Гарднера, которая дико напугала Хупера.
17. Наутро опять начинаются убеждения мэра в необходимости закрытия пляжей. Наконец, герой Мюррея Гамильтона сдается и нанимает Квинта для поимки хищника.
18. Данная сцена происходила на фоне ставшего знаменитым рекламного щита, который разрисовали хулиганы.
19. Броуди и Хупер навещают Квинта в его хижине и сообщают о согласии властей. Старый дом рыбака для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок команда разобрала и уничтожила строение, так как оно скорее напоминало свалку мусора, чем жилище.
20. Троица выходит в море на рыбацкой шхуне ORCA, принадлежавшей Квинту.
21. Первоначально судно называлось The Warlock и было белого цвета.
22. А вот уже и «Косатка». В народе этот враг акул и называется Orca.
23. Подготовка к съемкам на шхуне.
24. Роберт Шоу в рыбацком обмундировании.
25. Действительно, а почему бы не прикорнуть на солнышке?
26. Прежде чем акула почуяла наживку и показалась из воды, прошло немало времени.
27. Крупные планы монстра вызывают неподдельный страх.
28. Квинт перешел от оказавшегося неэффективным спиннинга к более действенным методам. В хищника было выпущено несколько гарпунов с привязанными к ним бочками. Это не давало акуле уйти под воду.
29. Перерыв на профосмотр.
30. Продюсер Ричард Занук пользуется моментом и делает первое в истории селфи с механической акулой-людоедом.
31. Спилберг и сделавшие его знаменитым челюсти.
32. Брюс: «Смотрите, кого я поймал!»
33. При помощи гарпунов Квинт пытается оттащить акулу на мелководье, но она оказывается такой огромной, что у шхуны возникает пробоина и выходит из строя двигатель. Канаты, крепившие бочки к судну, приходится обрубить.
34. Затем Хупер спускается в море в стальной клетке, чтобы попытаться убить людоеда дротиком с ядом.
35. Операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлор.
36. Монстр начинает вламываться в клетку, и Хупер роняет ружье с ядовитой стрелой. Ему едва удается отбиться от хищника ножом и забиться в расщелину.
37. Разъяренная акула выпрыгивает из воды, и начинается финальная битва на тонущем судне.
38. Подготовка «Косатки» и Брюса (на заднем плане) к поединку.
39. Ответственные за спецэффекты Боб Мэтти (управляет лодкой) и Рич Хелмер осматривают акулу.
40. И очищают ее от соли.
41. Все готово, атака началась. Обезумевший хищник всем весом обрушивается на корму и ломает ее в щепки.
42. Сначала в пасть к зверюге по палубе скатываются снасти и разный мусор.
43. А затем и Квинт.
44. Отработка скольжения в челюсти.
45. Квинт по-латыни означает «пятый» — что соответствует порядковому номеру человеческой жертвы акулы-людоеда в фильме.
46. У актеров перерывчик.
47. Члены технического персонала не преминули воспользоваться моментом и сделали пару фото. Рич Хелмер и Брюс.
48. Кэл Экорд в пасти у главного героя.
49. Милашка Брюс и привет с Ruddy Duck.
50. Роберт Шоу.
51. А режиссер чем хуже?
52. Когда с Квинтом было покончено, акула взялась за шефа полиции. Первое нападение он отбивает баллоном со сжатым воздухом, который застревает в пасти хищника. Броуди удается забраться на мачту тонущей шхуны, прихватив винтовку и холодное оружие.
53. Монстра удается отогнать и второй раз.
54. Снимок на память между делом.
55. Во время третьего и последнего наступления людоеда Броуди выстрелом из винтовки попадает в застрявший в зубах Брюса баллон, и ему тут же разносит голову на куски. Из расщелины всплывает Хупер и вместе с Броуди на обломках добирается до берега. Конец!
56. 1975 год, несколько месяцев спустя после премьеры. Последнее известное фото одного из Брюсов. Также на снимке присутствует режиссер Ингмар Бергман.
57. А это 1980-й. Шхуна ORCA на натурной площадке студии Universal.
58. Мы бы на этом и закончили наш рассказ, если бы не репортер NRP Кори Тёрнер, спустя несколько десятков лет решивший отыскать хотя бы одного из оригинальных Брюсов. Сначала он получил от бывшего арт-директора Джо Алвеса следующий комментарий: «…когда съемки были окончены, акул просто бросили на натурной площадке, и они сгнили». Затем на одной из страниц фейсбука Тёрнер наткнулся на упоминание о четвертом Брюсе. Оказалось, что четвертый брат-близнец никогда не использовался в фильме. Он был сделан по оригинальным чертежам для тематического парка Universal Studios в Голливуде, где провисел на хвосте с 1975 по 1990 год. Позже экземпляр был все-таки обнаружен репортером в одном из авторазделочных предприятий в Солнечной Долине, куда попал с автомобилями из транспортного отдела компании Universal, которые приобрел владелец заведения Сэм Адлен.
59. 2010 год. Четвертый Брюс с Алвесом и помогавшим в создании оригинальных акул Роном Арбогастом (в кепке).
60. А в парке Universal Studios в Голливуде сейчас можно встретить такую фигуру.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано
Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!