Как снимали фильм «Титаник». Часть 2

Кино

Декорации, занимавшие многие сотни квадратных метров, были до последнего сантиметра аутентичны – за этим следили историки, знавшие о Титанике все. Немалые средства были потрачены на детали, которые даже не заметны, а в некоторых случаях и вовсе не попали в финальный монтаж.

При создании декорации котельной пошли на хитрость: ради экономии средств построили только половину котельной, разместив позади нее зеркало, отражение в котором играло роль оставшейся декорации. Длинный ряд паровых котлов – на самом деле иллюзия, с каждой стороны котлов не пять, а два с половиной, а отражения кочегаров в зеркале на заднем плане надежно скрыты клубами пара. Кстати, на съемочной площадке намеренно создали душную и жаркую атмосферу для полной аутентичности, так что пот здесь самый настоящий.

Катастрофа! По сценарию вода прорывается сквозь обшивку борта, и хлещет внутрь отсеков. Этот кадр был получен при помощи миниатюрного макета внутренней стороны борта корабля и тележки с укрепленным на ней соплом, шланг от которого тянулся к мощному водяному насосу. Эта тележка продвигалась вдоль борта снаружи, и вода под давлением пробивала себе путь насквозь.

Пришлось поэкспериментировать с прочностью материалов, из которых был изготовлен борт, и в конце концов у мастеров спецэффектов получился идеально натуралистичный кадр…

Титаник

Ледяная вода прорывается в трюм, видно, как обшивка буквально продавливается вовнутрь… Очень важный и драматический момент.

Роуз и Джек стоят на палубе, и видят, как совсем рядом проплывает гигантский айсберг, куски от которого, откалываясь, падают на палубу совсем рядом с героями. Как добились такого эффекта – нельзя ведь предположить, что эта глыба настоящая?

Конечно, нет! Вот как это было сделано: на декорацию сыпали настоящий лед, при этом камера двигалась при помощи электромоторов строго определенным образом, направленная на зеленый экран на заднем плане.

Потом сняли маленькую модель айсберга, сделанную из монтажной пены, покрытой стекловолокном и воском, при помощи камеры с маленьким объективом, движущейся точно так же, как камера на палубе с героями. При этом модель подсвечивалась так, чтобы создать видимость света, падающего из иллюминаторов корабля. Будучи совмещенными воедино, съемки палубы и подсвеченного макета айсберга дали полный эффект присутствия. Осталось только добавить компьютерную анимацию, чтобы объединить искусственный айсберг, и лед, падающий на палубу. Реалистичность абсолютная.

Титаник

Именно сцены с затоплением корабля, как и следовало ожидать, поглотили большую часть колоссального бюджета. Такого раньше никогда не делали: огромные декорации погружали под воду вместе с каскадерами, задействовав множество моторов, насосов, изготовив массивные конструкции, все предназначение которых заключалось в создании эпизодов, занимавших считанные секунды экранного времени. Никаких миниатюр в затоплении интерьеров не использовалось – они действительно тонули, будучи изготовленными в натуральную величину. Но это был Джеймс Камерон, который не приемлет понятий, вроде: «Сделаем, как получится». Все должно было быть сделано так, как надо, и никак иначе.

Титаник

Интересный факт: в сцене, где Томас Эндрюс подводит часы, стоя у камина в уже сильно наклоненном салоне первого класса, пол на самом деле был горизонтальным, и декорация не наклонялась – слишком дорого было бы ради одного этого эпизода создавать реальный наклон. Вместо этого наклонили самого актера Виктора Гарбера, сымитировали наклон виски в стакане на камине, и сам стакан сдернули на пол за ниточку. Наклонена была только камера, но этого оказалось вполне достаточно для иллюзии.

Декорация столовой изначально была построена на огромной поворотной платформе размером более семисот квадратных метров, а платформа помещалась в гигантском бетонном резервуаре глубиной около пяти метров. Моторы в основании платформы наклоняли ее таким образом, чтобы один край уходил глубоко под воду. Столовая со всей обстановкой, мебелью, столовыми приборами и коврами, погружалась точно так же, как погружался интерьер настоящего Титаника.

Титаник

Разумеется, каждый дубль стоил массу средств, поскольку для новой попытки требовалось полностью просушить сотни деталей интерьера и установить их заново в прежнем порядке. Тем не менее, Джеймс повторял сцену затопления столовой около десяти раз! Его слова: «Хорошо, а теперь приведите все в порядок, и попробуем снова» — приводили команду в отчаяние… Но рабочие мужественно выполняли указания режиссера, и в результате получился образцовый дубль, который вошел в фильм.

Титаник

Вода, затоплявшая декорации, была холодная (хотя ее и пытались подогревать). Конечно, гораздо теплее реальной атлантической воды, которая в месте гибели Титаника была нулевой температуры, и убивала за четверть часа, но и 15 градусов по Цельсию стали настоящей пыткой для всех актеров, которым приходилось погружаться в кадре. Особенно страдал исполнитель главной роли.

Титаник

Леонардо Ди Каприо: «Я вообще-то очень чувствителен к температуре. А там было так холодно, что было невозможно сосредоточиться на игре. Но хорошо было то, что не пришлось изображать шок во время погружения в воду — наши крики «Черт! Она ледяная!» были настоящими. У нас с Кейт просто зуб на зуб не попадал.»

Кейт Уинслет, отказавшаяся надевать под одежду гидрокостюм, заработала пневмонию…

Титаник

Пришел черед для съемок самых драматичных моментов. Гибель корабля, во время которой события идут по нарастающей, потребовала строительства самой дорогой декорации во всем фильме. Имитацию «пришвартованного» корабля наклонили и частично разобрали. «Тонущий» лайнер состоял из двух отдельных частей – движущейся носовой и неподвижной кормовой. 63 тысячи тонн воды в резервуар, в котором стоял корабль, было запущено прямо из океана, находившегося буквально в нескольких метрах.

Титаник

Конечно, самой дорогой стала декорация корабля, которая погружалась под воду в сценах, снятых снаружи. Она была грандиозной – семидесятиметровая платформа, одна весившая пятьдесят тонн, покоилась в глубоком котловане на огромных гидравлических домкратах, наклонявших ее на угол до шести градусов, и удерживала на себе макет передней части Титаника во всех подробностях – вплоть до последней заклепки на борте. Задняя часть корабля длиной более ста метров оставалась неподвижной и угол ее наклона составлял фиксированные шесть градусов.

Титаник

Каждый, кто видел фильм, прекрасно помнит, что большая часть того, что происходит в кадре – это буквально сама реальность. Это действительно настоящие люди на корабле в натуральную величину (огромном корабле!) который словно по-настоящему погружается в пучину вод. Надо отдать должное поразительному профессионализму людей, сумевших сделать грандиозную сцену столь достоверно… Это была самая настоящая декорация в натуральную величину, и ее общая длина превышала 200 метров.

Титаник

Особого упоминания заслуживает опаснейший трюк, проделанный одним из каскадеров в сцене гибели капитана Эдварда Смита. Полностью погруженный под воду капитанский мостик «передней» декорации за считанные секунды затопляется водой, хлынувшей внутрь через окна, последовательно подорванные пиропатронами. Рядом были наготове двое водолазов, страховавших трюкача от неожиданностей, но все обошлось: каскадер без посторонней помощи покинул затопленное помещение рубки… Никаких комбинированных съемок!

Киношники пошли на хитрость – чтобы показать еще больший угол наклона кормовой части, сняли все ту же неподвижную декорацию, наклоненную на 6 градусов, дополнительно наклонив камеру, чтобы угол наклона казался больше, а потом добавив при помощи компьютерной графики новую воду и линию горизонта. По канатам, свисающим вдоль бортов, можно догадаться об истинном угле наклона…

Именно на этой, наклоненной всего на 6 градусов декорации, снимали сцены со скользящими вниз людьми, относящиеся по времени к тому моменту, когда корабль был наклонен куда сильнее, и до полного затопления оставались считанные минуты. Как это было сделано?

Очень просто: на спинах каскадеров находились замаскированные тележки с шариковыми колесиками, которые позволяли им скользить без потери скорости, а в определенные моменты их еще и тянули за тросики. Точно так же тянули мебель, так что шезлонги в кадре скользили с той же скоростью. В сочетании с наклоненной камерой получился полный эффект наклона в 45 градусов, хотя на самом деле декорация стояла почти горизонтально.

С борта корабля в воду прыгали люди. Проблема была в том, что резервуар, в котором находился макет, имел глубину не больше метра. Для прыжков с высоты требовалось больше пространства, так что специально для каскадеров сделали углубление вдоль всего борта – там глубина составляла шесть метров, которых было вполне достаточно для безопасных прыжков.

Около полусотни каскадеров и примерно столько же манекенов падали с бортов Титаника во время съемок сцен с прыжками – при этом каскадерам, прыгнувшим в воду, нужно было немедленно отплывать подальше от борта, чтобы им на голову не свалился очередной трюкач или манекен. При одновременном присутствии на съемочной площадке четырехсот человек (а именно столько статистов участвовало в массовке в финальной сцене) не так уж трудно упустить из виду, что с кем-то случился несчастный случай. К счастью, все ограничилось легкими ушибами, несмотря на то, что некоторые каскадеры прыгали в воду с высоты пятиэтажного дома.

Особого упоминания заслуживает сцена с падающей трубой – гигантская многотонная конструкция обрушивается прямо на людей, плавающих в воде.

Джон Ландау, продюсер: «У нас была 12-метровая труба в натуральную величину, переделанная из автомобильной цистерны – она падала в воду рядом с людьми, создавая волну. Но нам нужен был еще и общий план, на котором труба падает на людей.»

Титаник

Эта сцена была сделана при помощи миниатюры, изготовленной мастерами 4ward под управлением все тех же братьев Скотаков. Модель была не такой уж миниатюрной – почти пять метров в высоту. С ее помощью сняли эпизод, в котором камера смотрит вниз, и видны всплески на воде от рвущихся тросов – их получили при помощи детонационных шнуров, взрывавшихся в воде.

А потом пришел черед погружения той самой главной лестницы – жуткая сцена, в которой статисты кричали от ужаса вполне неподдельно. Холодная океанская вода, с силой затоплявшая пространство, создавала ощущение самой настоящей катастрофы, и хотя техника безопасности соблюдалась неукоснительно (и ей была посвящена немалая часть каждого трудового договора), а рядом дежурили в полной боевой готовности полтора десятка водолазов, работа над эпизодом потребовала немалого мужества от всех участников съемок.

Декорация, установленная на наклоняющейся платформе на гидроопорах, погружалась в бетонный резервуар с ледяной водой на полных пять метров, заполняясь до отказа за считанные секунды. Любой участник массовки мог легко удариться о перекрытие и потерять сознание, словом, все это было довольно опасно. За каждым статистом был закреплен персональный спасатель, который строго следил за тем, чтобы его подопечный не захлебнулся. Перед командой «Мотор!» всем было сильно не по себе…

Сцену снимали в два этапа: сначала затопление лестничного пролета, а потом самый потрясающий кадр – грандиозный водопад, пробивающий светящийся плафон на потолке — он обрушивался вниз, дополняя картину полной катастрофы.

Кажется невероятным, что здесь обошлось без компьютерной графики. Этот водопад, извергавшийся вниз с потолка, был самым что ни на есть настоящим – в определенный момент наверху открывали огромный резервуар, тридцать тонн воды пробивали стекло, и падали вниз на головы статистов, моментально заполняя оставшееся внутреннее пространство декорации. Операторы были одеты в водолазные костюмы и маски, а каково было актерам, трудно себе даже представить… Но ни один человек не захлебнулся и не был травмирован, к большому облегчению всех присутствующих.

Замечательная по своей зрелищности сцена, в которой вода затопляет коридор, выбивая двери одну за другой, снята при помощи миниатюры на студии в Калифорнии, во многих сотнях километров от побережья Мексики. Это вовсе не настоящий коридор, как могло бы показаться, а его маленькая копия в масштабе 1/4, длиной около 8 метров.

Вода подавалась из высоко поднятого резервуара по трубам в конец коридора, и по отдельности во все двери, мимо которых проезжала маленькая тележка с камерой, причем время было рассчитано таким образом, чтобы струя воды выбивала дверь прямо перед объективом. При помощи замедленной съемки удалось достигнуть абсолютно достоверной картины стремительного затопления коридора.

Много труда ушло на то, чтобы сделать интерьер реалистично разрушающимися, но после пары дублей получилось идеально. Примечательно, что наклон камеры был получен на этапе монтажа – именно он придает всей сцене еще большую естественность. Это была личная идея Камерона, инстинктивно чувствовавшего, чего именно не хватает видеоряду.

Здесь же, в мексиканской пустыне, соорудили корму корабля, способную наклоняться по отношению к земле на угол до 90 градусов – на ней пытаются спастись главные герои в финале. С помощью этой декорации снимали одни из самых зрелищных и трагических кадров фильма – те, в которых корма Титаника, стоя вертикально, погружается в воду. Это были самые опасные моменты для массовки: длинная палуба, наклоненная на огромный угол, могла привести к тяжелым последствиям для людей, если бы они покатились вниз и ударились обо что-нибудь. Специально следили за тем, чтобы у каждого статиста (их было 90 человек) имелись средства защиты – наколенники и налокотники под одеждой, и чтобы в особо опасные моменты они были обязательно подстрахованы тросами.

Кроме того, большое количество элементов палубы было сделано из резины, чтобы уменьшить количество потенциально опасных для здоровья предметов. Теперь каскадеры могли биться о поверхности без опасности получить переломы, но возникла другая проблема – как получить реалистичные кадры. В результате много дублей отправилось в корзину из-за каскадеров, далеко отскакивавших от металлических предметов, сильно сгибавшихся от удара, а потом снова распрямлявшихся. Тем не менее, синяков и шишек было предостаточно. Кое-какие явно резиновые сооружения попали в кадр…

Большая часть эпизодов на корме была снята при наклоне всего 25 градусов – угол в фильме значительно больше, но он получен путем наклона камеры. 25 градусов – это минимальный угол, при котором не страдала натуралистичность сцены, при этом каскадеры были способны контролировать скольжение, и не допускать опасных ситуаций. Вместе с живыми людьми вниз катились и манекены – они уже бились об углы не на шутку, придавая сцене должный натурализм.

По мере увеличения наклона корабля становилось все более и более проблематичным исполнять трюки без опасности для жизни каскадеров. Наконец, когда корма встала вертикально, это стало просто невозможно: ни один каскадер не взялся бы за выполнение трюка с падением в условиях, когда вокруг такое количество твердых деталей, и такая большая высота. Но использовать куклы было не лучшим решением – их искусственность бросалась бы в глаза.

Все ужасающие кадры с падениями людей в воду с высоты сто метров, ударяющихся о перила на палубе, были сделаны при помощи компьютерной графики. Для достижения натуралистичного эффекта вновь применили технологию motion capture – каскадеры с нанесенными на их тела метками совершали прыжки и падения в студии, а художники-аниматоры создавали модели людей на компьютере, и помещали их в кадр с тонущим кораблем.

Уже к середине съемочного процесса стало очевидным, что 110 миллионов не хватит на то, чтобы закончить картину. Продюсеры были вынуждены выделить еще 50 миллионов, а потом еще несколько раз добавляли средств – расход оказался чудовищным. Никто и не предполагал, что итоговая сумма затрат перевалит за 200 миллионов – будь это известно заранее, студия ни за что не дала бы добро на съемки. Джеймс Камерон отказался от гонорара, чтобы достичь договоренности с продюсерами компании, и все равно студия 20th Century Fox, что называется, «не потянула» проект: на стадии съемок затопления к процессу привлекли прямого конкурента «Фокс» — кинокомпанию «Paramount». Это стало причиной последующего разбирательства по поводу того, кому будут принадлежать права на прокат. Решили, что в Америке картину будет показывать «Парамаунт», а во всем мире – «Фокс».

Длительность театральной версии Титаника – более трех часов. Но общее количество материала составляет длительность почти в пять часов – Камероном была отснята масса сцен, как альтернативных, так и вовсе не вошедших в картину. Взаимоотношения между многочисленными пассажирами, множество эпизодов во время катастрофы (например, момент, когда капитан Смит при помощи рупора приказывает спасательным шлюпкам вернуться к кораблю, и подобрать еще людей), и после катастрофы (сцены на Карпатии), целая большая альтернативная концовка (и, по слухам, даже не одна) – все это Камерон, не дрогнув, отбросил при финальном монтаже. Общее количество удаленных сцен исчисляется десятками… Настоящий Титаник, в пересчете на деньги конца 90-х, обошелся всего в 150 миллионов – на полсотни с лишним миллионов дешевле фильма о нем.

Неудивительно, что у боссов студий подход режиссера вызвал большое недовольство: еще бы, проект и так вышел за рамки бюджета дальше некуда, а тут еще целые сцены приходится отправлять в мусорное ведро! Фильм вообще хотели сократить до двух часов, но Камерон держался твердо – минимальная длительность – 194 минуты, и ни секундой меньше! Как тут было не вспомнить знаменитые «Врата рая» Майкла Чимино, с которыми ситуация была в точности такая же. В прокате тот фильм провалился по полной программе… Для снижения расходов даже организовали сдачу в утиль оставшихся после съемок декораций – модели Титаника продали на металлолом, оставив на мексиканском побережье только котлованы в память о съемках.

Результатов проката ждали с замиранием сердца. Если бы фильм постигла неудача, это, пожалуй, была бы крупнейшая финансовая катастрофа в голливудской истории – на момент завершения съемок 23 марта 1997 года, спустя семь месяцев после начала работы, Титаник стал самым затратным фильмом мира. Тем более, что из-за массы работы и неувязок дату премьеры пришлось перенести с лета 97-го на конец года, так что прокат начался только во второй половине декабря. Более того – в первый уик-энд фильм собрал всего лишь десятую часть от бюджета, и продюсеры, в общем, не особенно надеялись на успешный прокат в США, рассчитывая больше на весь мир.

Титаник

А потом словно плотину прорвало. После того, как первые зрители с быстротой молнии разнесли весть о запредельном уровне картины по всему земному шару, народ валом повалил на просмотр. В одной только Америке сборы втрое превзошли колоссальный бюджет, а мировой прокат принес значительно больше миллиарда. Итог был ошеломляющим: касса превысила 1 млрд 800 млн долларов, примерно втрое опередив самые радужные ожидания продюсеров. Снятый Камероном фильм стал официальным рекордсменом по прибыли, вдвое побив предыдущий рекорд («Инопланетянин» Спилберга). Это был первый фильм в мире, переваливший через миллиардную отметку (да еще как!). Даже сейчас, спустя много лет, таких картин считанные единицы. До сих пор «Титаник» находится на втором месте по сборам, пропустив вперед только «Аватар» все того же Джеймса Камерона…

В 1998-м году «Титаник» был выдвинут на Оскар в 14 (!) номинациях, и получил 11 наград, сравнявшись с великим классическим «Бен Гуром» 1959 года. Его назвали «лучшей мелодрамой в истории». Наполненный изумительной музыкой Джеймса Хорнера, снятый с непревзойденным мастерством и убедительностью, с яркими, рельефными персонажами и прекрасной песней Селин Дион в конце, «Титаник» оказался колоссальным творческим и финансовым успехом, и навсегда попал в Зал Славы мирового кинематографа как один из лучших фильмов всех времен.

Джеймс Камерон: «Когда мы снимали «Титаник», мы не думали об успехе. Нам казалось, что мы просадим кучу денег, потому что мы превысили бюджет. То есть, когда мы начали снимать, то думали, что слегка заработаем — потратить-то планировалось только сто миллионов. А мы потратили двести и решили, что обречены: мы ничего не заработаем, ни пенни! Скорее, это уже был вопрос, сколько мы потеряем — пятьдесят миллионов или больше? А потом оказалось, что фильм сорвал куш. Все были в шоке. Задаешь себе вопрос — что это было, что сработало? Этот фильм просто задел нужные струны. Потому что он про то, что близко и понятно каждому человеку на земле…»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий