Как собирают троллейбусы

Транспорт

Есть в нашей области, в Энгельсе, троллейбусный завод. Сокращенно «ТролЗа». Это завод с богатой историей, несколько раз менявший свою профильность. Поэтому сначала расскажу немного истории завода.
Завод основан еще во времена российской империи – в 1868 году, в селе Радица Брянского уезда Орловской области (позднее это Брянская область). Тогда это был Радицкий паровозостроительный завод. И выпускал паровозы и прочею продукцию для железной дороги.

экскурсия на завод троллейбусов

В 1919 завод был включен в состав поселка Урицкий и получил имя Урицкий вагоностроительный завод. В годы ВОВ был эвакуирован в Энгельс из Брянска. Вот так горе помогло нашей области получить столь большое производство. Ведь продукция энгельского завода – троллейбусы (которые стали выпускать с 1951 года) используется по всей стране. А сейчас, пережив 90-е годы, энгельский завод остался одним из немногих работающих троллейбусных заводов в России. Конкурент у них в основном только Башкирский завод, а также белорусский Белкоммунмаш.

Стоит сказать, что завод сейчас расположен именно на том же месте, где и был размещен после эвакуирования из Брянска. Территория завода огромнейшая, но сейчас под нужны завода используется небольшая часть территории. Сейчас почти всё производство сконцентрировано всего лишь в нескольких цехах. Просто в 90-х годах поменялась специфика производства. Сейчас уже нет полного цикла сборки троллейбуса, многие комплектующие привозят на завод уже готовыми. Да и более автоматизированным стал завод. Соответственно, уменьшилось и количество работников. Сейчас на заводе работает около 950 человек, которые способны обеспечить сборку 800 троллейбусов в год.
экскурсия на завод троллейбусов

Первой моделью выпущенных на заводе троллейбусов стал МТБ-82 (всего 360 таких троллейбусов выпустили). А затем, с 1959 по 1972 годы, стали выпускать ЗиУ-5 – доминирующую модель троллейбусов в те годы. Их можно было встретить не только в СССР, но и в Польше, Греции, Венгрии, Болгарии, Югославии, Колумбии, Аргентине, Монголии.
экскурсия на завод троллейбусов

На смену в 70-х годах пришла модель ЗиУ-9, ставшая еще более популярной.

экскурсия на завод троллейбусов

Олег Юрьевич Стрельников — директор производства, который и проводил экскурсию для нас. Настоящий профессионал, знающий всё о производстве.
экскурсия на завод троллейбусов

Сейчас на заводе выпускают троллейбусы двух семейств: «Оптима» и «Мегаполис». А конкретнее — полунизкопольные (передние двери — низкопольные, задняя — среднепольная) ТролЗа-5275 «Оптима» и низкопольные ТролЗа-5265 «Мегаполис».
В основном сейчас собирают «Мегаполисы», так как они за счет низкого пола пользуются бОльшим спросом. У таких троллейбусов проще посадка-высадка пассажиров. А еще у них удлиненный кузов (12,5 метров вместо 10 у «Оптимы»). Также «Мегаполисы» за счет пневмасистем может наклоняться, что должно облегчать посадку пассажиров, особенно инвалидов.
Сборка троллейбуса начинается со сборки каркаса, основные элементы которого (борт, крыша, рама) металлические. Каркас обшивается и вот такая модель поступает на покраску.
экскурсия на завод троллейбусов

И вот мы попадаем в сборочный цех, в котором и происходит основная масса работ
экскурсия на завод троллейбусов

Самао первое здесь — это установка специальных мостов, которые позволяют троллейбусу быть низкопольным. Эти мосты — одни из немногих заграничных комплектующих. Привозят их из Германии. А так процентов на 75 комплектующими троллейбуса российского производства.
В «Мегаполисах» ставят специальные мосты, которые приходится импортировать из-за рубежа. Эти мосты сделаны так, что позволяют троллейбусам иметь низкую посадку.
А вот у «Оптим» мосты стандартные, что приводит к поднятию задней части троллейбуса.
После того как собрали каркас, покрасили его, установили мосты – начинают монтировать электрику и стекла. Имея в Саратове крупный завод «Саратовстекло», можно было бы подумать, что на «Тролзе» используют саратовское стекло. Но нет: наш завод отказался от идеи производства такого стекла. Поэтому стекло привозят из Нижнего Новгорода
экскурсия на завод троллейбусов

На фото выше — мосты обыкновенные, для «Оптимы».  Фото низе — мосты уже для «Мегаполиса». Они отличаются даже внешним видом. А  еще стоит сказать, что троллейбусы на этапе сборки передвигаются по цеху на специальной роликовой ленте (что-то наподобие трамвайной линии) — получается этакий конвейер из троллейбусов. Но бывает, что троллейбусы переносят и вот таким краном
экскурсия на завод троллейбусов

Шины
экскурсия на завод троллейбусов

Для изоляции используют пенополиуритан, что улучшает герметичность, тепло- и звукоизоляцию.
Вообще по желанию заказчика в комплектацию троллейбусов можно внести изменения. Но ходовая часть у базовой модели двухосевая с задним приводом
экскурсия на завод троллейбусов

экскурсия на завод троллейбусов

Уйдем на недолго в сторону от основного цеха и заглянем в цех обжима и подготовки жгутов, который расположен рядом. Жгуты обжимают в целях увеличения электробезопасности.
экскурсия на завод троллейбусов

А вот так выглядит тяговый электродвигатель мощностью 180 кВт, который ставят, естественно, в заднюю часть троллейбуса.
экскурсия на завод троллейбусов

Все мы знаем, что троллейбусы для движения используют электричество от контактной сети. Но «Мегаполис» и тут выделяется: есть у них вмонтированные в задней части троллейбуса специальные литий-ионные батареи. Эти батареи позволяют троллейбусы передвигаться в режиме автономного хода на 25 километров.
экскурсия на завод троллейбусов

Сейчас пытаются разработать экобус, который передвигался бы без подзарядки на 250 километров пути.

Следующий этап сборки – монтаж крышного оборудования.
экскурсия на завод троллейбусов

Где в частности устанавливается система отопления, поставляемая саратовской фирмой Этна.
экскурсия на завод троллейбусов

Ну и наконец – отделка салона, где используется специальный пластик с высокой пожаробезопасностью.
экскурсия на завод троллейбусов

Весь интерьер салона поставляется нижегородскими фирмами.
экскурсия на завод троллейбусов

Конвейерная линия сборки
экскурсия на завод троллейбусов

В зависимости от комплектации в троллейбусе может быть от 28 до 45 (это уже трехосные, редко встречающиеся троллейбусы) посадочных мест.
Собранная модель «переезжает» в другой цех – на обкатку, ревизию и сдачу.
экскурсия на завод троллейбусов

Посмотрим на уже готовый салон троллейбусов.
Салон «Мегаполиса»
экскурсия на завод троллейбусов

Салон «Оптимы»
экскурсия на завод троллейбусов

Вид на кабину водителя.
экскурсия на завод троллейбусов

Заглянем внутрь кабины и увидим вот такую панель приборов. Сейчас всё больше внедряется цифровое управление.
экскурсия на завод троллейбусов

Вид на производство сверху. Зеленые троллейбусы — это «Оптима». Синие и белые — «Мегаполисы»
экскурсия на завод троллейбусов

«Мегаполисы»
экскурсия на завод троллейбусов

На каждой модели «Мегаполиса» можно увидеть знак «Инвалид». Это не случайно — именно эти модели наиболее приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями. Ну а специальные мосты позволяют этим троллейбусам совершать еще и наклон каркаса к тротуару.
экскурсия на завод троллейбусов

Вид сверху на уже полностью собранный троллейбус
экскурсия на завод троллейбусов

«ТролЗа» продолжает развитие и модернизацию своей продукции. Те же «Мегаполисы» выпускаются с 2006 года, но они постоянно модернизируются. Сейчас, например, начали выпускать модели с автономным ходом на 20 километров. Также завод выпускают продукцию и на экспорт: в страны бывшего СССР, сейчас вот первую партию поставляют в Аргентину.
экскурсия на завод троллейбусов

Оцените статью