Как устроена кабина Boeing-737

Обслуживание

Как устроена кабина Boeing-737

Самолёты Boeing-737 – самые популярные неширокофюзеляжные магистральные самолёты в мире.
По данным на май 2014 года, самолётов Boeing-737 было поставлено уже более 8000 штук.
Эти самолёты принято разделять на три поколения: Original (“Оригинальные” – модификации -100, -200), Classic (“Классические” -300, -400, -500) и New Generation (“Новое поколение” -600, -700, -800, -900).
Семейство Boeing-737 Classic – это модели 737-300, -400 и -500, отличающиеся незначительно – в основном, длиной и пассажировместимостью.
Первый самолёт серии -300 был поставлен в 1984 году, а последний, -500, – в 1999 году.
Думается, что во многом благодаря почти двум тысячам произведённых самолётов серии Classic, бывших гораздо более надёжными, удобными и безопасными, чем поколение Original, Boeing-737 и стали хитом продаж.

Кабина Боинга-737 будет рассмотрена на примере имевшихся в нашей компании 737-500.
Кабина 737 NG для сохранения преемственности осталась очень похожей, небольшие изменения коснулись некоторых панелей. Поэтому для пилотов эти самолёты даже не считаются разными типами и переучивания с Классики на NG или вообще не требуется, или нужно несколько дней.

Общий вид кабины:

Как устроена кабина Boeing-737

Как видно, по сравнению с кабиной Airbus-320, тут даже есть штурвалы 🙂
Безусловно, Boeing – это настоящий самолёт. Для настоящих мужчин, умеющих побороться с техникой.
Слева от штурвала КВС находится ещё один штурвальчик – это для управления разворотом передней ноги на большие углы при рулении.

Можно сразу же глянуть на главный руль:

Как устроена кабина Boeing-737

На рогах у него:
с внутренней стороны – нумератор, где обычно устанавливается номер рейса (чтобы пилот не забыл во время переговоров с диспетчерами),
с внешней стороны:
сдвоенный нажимной переключатель электропривода перекладки стабилизатора,
кнопка отключения автопилота,
качелька включения микрофона, имеющая два положения – в одном микрофон подключается к радиостанции на передачу, а в другом – на передачу для внутренней связи (или с наземным персоналом). Этот переключатель находится со стороны приборной доски и сейчас не виден,
посредине – прищепка для крепления всяких полезных листочков, например, схемы захода на полосу и ухода на второй круг.
Кстати, надо заметить, что штурвал-таки немного загораживает некоторые приборы (хотя пилоты и возражают против этого мнения, но мы-то лучше знаем).

За штурвалом, спереди, находится приборная доска с основными пилотажными приборами:

Как устроена кабина Boeing-737

Так как самолёт классический, то и приборы у него во многом – классические стрелочные “будильники”.
С левого края три штуки:
часы, указатель воздушной скорости, радиокомпас.

Далее находятся два дисплея:

Как устроена кабина Boeing-737

Верхний – замена авиагоризонта (сейчас просто выключены блоки инерциальной системы навигации и потому нет картинки).
На нём слева также есть полоска скорости, справа и внизу – точки для индикации отклонения от глиссады
и справа внизу – индикация радиовысотомера.

На нижнем (навигационном) дисплее отображается план полёта, отметки ближайших самолётов от системы предупреждения столкновений TCAS, картинка от метеорадара и ещё кое-что.

Далее влево:

Как устроена кабина Boeing-737

сверху слева – не помню что :), сверху справа – три индикатора пролёта радиомаяков (при посадке).
Затем ниже слева направо:
высотомер барометрический, высотомер запасной с указателем воздушной скорости, запасной (резервный) авиагоризонт.
вариометр (указатель вертикальной скорости), табличка соответствия футовых эшелонов метровым (не входит в стандартную поставку),
индикаторы топливомеров по бакам (два крыльевых и посредине центральный, фюзеляжный).

Такая же приборная доска есть и у второго пилота.
Между этими досками – центральная доска:

Как устроена кабина Boeing-737

Тут уже заметен наметившийся переход к электронному отображению показаний приборов. Но пока тут “будильники” заменены лишь светодиодными индикаторами.

В самом верху – индикатор работы Yaw damper (это демпфер рыскания – для подавления автоколебательного движения самолёта по курсу).
Ниже – различные сигнальные лампы.
Ещё ниже, левая часть – индикация работы двигателей:
обороты вентилятора (N1),
температура газов (EGT),
обороты компрессора высокого давления двигателей (N2),
расход топлива.

Панель в центре (сверху вниз):
температура воздуха за бортом,
давление масла в двигателях,
температура масла и его количество (в процентах),
вибрация роторов,
давление в гидросистемах A и B; количество жидкости в них (в процентах).
Правая часть:
индикатор положения закрылков (две стрелки – для левых и правых закрылков),
выключатель и индикатор антиюзовой автоматики тормозов основных колёс,
переключатель интенсивности автоматического торможения при посадке (RTO – прерванный взлёт).

И ещё чуть правее, ближе ко второму пилоту, торчит брутальная ручка выпуска-уборки шасси.

Как устроена кабина Boeing-737

Гидравлический кран.
Снизу этой ручки есть скоба (красная) для преодоления механической блокировки ручки (если понадобится). Блокировка снимается электрически по сигналам положения самолёта на поверхности или в воздухе. Но при неисправности можно преодолеть блокировку вручную.
Механическая тросовая проводка аварийного выпуска шасси (при отсутствии давления в гидросистемах) оканчивается рукоятками, находящимися в лючке в полу при входе в кабину пилотов (с их стороны двери 🙂 ).

Ниже центральной приборной доски находятся два MCDU (многофункциональные дисплеи) для ввода маршрута полёта.

Как устроена кабина Boeing-737

Также через них тестируются некоторые системы, но так как этот самолёт гораздо менее электронный, чем A320, то и функциональность MCDU тут гораздо ниже. Например, механики у нас им на 737 практически не пользуются (только специалисты по авионике иногда), тогда как на A320 без этого компьютера – практически никуда.
Посредине, между ними, – панель управления погодным локатором.
Наклеечка ниже информирует пилотов о том, что на этом самолёте двигатели настроены на повышенную тягу – примерно по 9 тонн каждый.

Ещё дальше назад, на пути к центральному пульту, находится наше всё:

Как устроена кабина Boeing-737

Здесь находятся органы управления двигателями, механизацией крыла, противопожарной системой и ещё всякостей.
Всё можно дёргать (а кое-что даже само ездит), и всё связано конкретно стальными тросами с разными частями самолёта.

Как устроена кабина Boeing-737

Слева внизу торчит фиксатор стояночного тормоза,
правее и выше – два РУДа (рычаги управления двигателями, а точнее, их тягой) с РУРами на них спереди (рычаги управления реверсом). Кнопка в торце РУДа отключает автомат тяги, а кнопка, торчащая вверх – включает максимальный режим обоим двигателям для ухода на второй круг или максимально быстрого взлёта.
Правее и дальше торчит рукоятка управления спойлерами (воздушными тормозами),
самая правая и ближе – рукоятка управления закрылками.

Ниже на этом же пульте с обеих сторон есть барабаны, связанные с тросами управления перекладкой стабилизатора:

Как устроена кабина Boeing-737

На барабанах есть выдвигающиеся ручки для ручной перекладки стабилизатора при отказе электрического управления.
Левее видны тумблеры отключения автоматического управления триммированием стабилизатора.

Панель противопожарной системы:

Как устроена кабина Boeing-737

Две ручки для двигателей (по бокам) и одна для ВСУ (в центре).
При вытягивании вверх соответствующий двигатель обесточивается, отрезается питание топливом и гидрожидкостью.
Для разрядки пожарного баллона надо повернуть вытянутую ручку в сторону.
Тумблеры – для проверки частей системы.

Центральный пульт.
Спереди назад.

Как устроена кабина Boeing-737

В левой части (это середина пульта):
сверху – экран камеры наблюдения за придверным пространством у кабины пилотов. Так как на Boeing нет столиков, то как раз на экран всем очень удобно ставить разные мелочи, из-за чего он и потёрт.
ниже – панель управления системой пожаротушения багажников.
ещё ниже – управление системой предупреждения столкновения самолётов TCAS. Она отслеживает по данным, принимаемым от других самолётов, их курсы, оценивает опасность столкновения и предупреждает пилотов о необходимых действиях. Сама она самолётом управлять не может.

Теперь правая часть:
сверху – пульт управления УКВ-радиостанцией,
ниже – управление радионавигацией.
ещё ниже – панель управления отображением информации на навигационном дисплее и установка высоты принятия решения на посадке (по радиовысотомеру).
Левая панель, у КВС, полностью аналогична этой, показанной, правой панели второго пилота.

Далее, центральный пульт (далее назад по полёту):

Как устроена кабина Boeing-737

Левая часть:
сверху – управление триммированием по крену и курсу,
ниже – панель управления КВ-радиостанцией.

Правая часть:
панель управления аудиоустройствами (радиостанции, сервисная связь с бортпроводниками, связь с наземным персоналом, …)
ниже – панель установки частоты ADF… Это… э… автоматический находитель направления :)) в переводе. Радиокомпас?
в самом низу – управление электрическим замком двери кабины экипажа.

Вообще, на этом самолёте слишком много позволяется второму пилоту 🙂
он и управление замком двери поближе имеет, и краник кислорода возле него находится, так что он может перекрыть кислород КВСу в прямом смысле 🙂
На Airbus такого не моги – там и кислород поближе к капитану, и дверной замок тоже.

Самое же вкусное, как обычно, – потолочная панель 🙂

Как устроена кабина Boeing-737

От тут они (конструкторы) и оттянулись по части торчащих тумблеров, переключателей и кнопок 🙂

В нижней части панели находится управление внешним светом:

Как устроена кабина Boeing-737

Слева направо:
посадочные внешние (на крыле) и внутренние фары,
фары освещения рулёжки вбок,
рулёжная фара на передней ноге,
переключатель запуска и выключения ВСУ,
переключатели запуска двигателей и выбора режима работы системы зажигания,
стробы, навигационные огни, проблесковые маяки, освещение крыла, освещение ниш шасси.
Ниже – запасной магнитный компас:

Как устроена кабина Boeing-737

Левая нижняя часть потолочной панели:

Как устроена кабина Boeing-737

слева вверху – указатель температуры топлива в левом крыльевом баке,
по бокам от него – лампы индикации положения топливных клапанов, открывающих доступ топлива к двигателям.
ниже – кран кольцевания топливных систем питания левого и правого двигателей.
ниже – выключатели топливных насосов баков (по два на каждый бак).
От насосов левого бака также питается ВСУ, поэтому обычно задний насос левого бака включен и на стоянке.

Справа внизу:
индикатор температуры газов на выходе ВСУ и амперметр генератора ВСУ.
выше – выключатели контакторов подключения на сеть генераторов двигателей, генератора ВСУ и наземного источника электропитания.
выше – амперметры электрических генераторов двигателей.
Система переменного тока на самолёте 115 В, 400 Гц.

Выше этой панели:

Как устроена кабина Boeing-737

Сверху вниз левая часть:
сигнал эвакуации,
панель управления подключения запасной гидросистемы на питание альтернативным управлением закрылками, рулём направления, спойлерами. Включение демпфера рыскания.
управление радионавигацией и переключение индикации на исправную инерциальную навигационную систему при отказе второй,
переключение ещё чего-то на исправное 🙂

Сверху вниз правая часть:
амперметр постоянного тока (для аккумулятора) и вольтметр, частотомер генератора ВСУ и вольтметр переменного напряжения,
переключатели вольтметров постоянного и переменного токов, выключатель аккумулятора, выключатель питания кухонного оборудования,
панель управления подключением резервного источника переменного напряжения,
там же – тумблеры механического рассоединения валов генераторов переменного напряжения двигателей от коробок приводов двигательных агрегатов,
указатели температуры масла в приводах постоянных оборотов двигателей
(дело в том, что роторы двигателей вращаются с разными частотами в зависимости от режима работы, а частота напряжения электрических генераторов двигателей должна быть постоянной).

И на самом-самом верху потолка – дублирующий указатель положения предкрылков:

Как устроена кабина Boeing-737

Теперь – правая часть самого верха потолка (даже над потолочной панелью):

Как устроена кабина Boeing-737

Слева – панель управления инерциальными навигационными системами (коих здесь две).
правее: сверху – тумблер включения сервисных точек связи с кабиной (их много по самолёту – возле отсека ВСУ, возле двигателей, в отсеках авионики, …), ниже – тумблер включения освещения кабины;
ещё правее: вверху – панель управления аудиоустройствами третьего члена лётного экипажа,
под ней – кнопки включения электронных блоков двигателей,
ниже – электронный манометр давления в кислородном баллоне экипажа и тумблер выбрасывания масок пассажирам,
под ними – дублирующая индикация положения стоек шасси и табличка минимально допустимого давления кислорода в экипажном баллоне в зависимости от количества членов экипажа в кабине.
самая правая часть:
выключатель аварийного самописца
и кнопки тестирования систем предупреждения о превышении скорости и о сваливании.

Правая верхняя часть потолочной панели:

Как устроена кабина Boeing-737

слева: окошечко лампы подсвета центрального пульта, регуляторы яркости подсвета панелей АЗС и потолочной панели.
правее: сверху панель управления обогревом датчиков статического и динамического давления, а также окон кабины пилотов; ниже – управление противообледенительными системами двигателей и крыла (они все воздушные).
правая часть – управление системой кондиционирования воздуха в салоне и в кабине (они работают частично смешанно, но левый пак больше работает на пилотскую кабину, а правый – в основном на салон; поэтому на земле самолёт греют и охлаждают чаще всего правым паком). Сверху – индикаторы положения заслонок смешения горячего и холодного воздуха, между ними – переключатель индикатора температуры в положение “подводящий трубопровод” и “салон”; ниже – индикатор температуры, ещё ниже – два задатчика температуры (сейчас стоят в положении прямого ручного управления заслонками, а бОльшая часть дуги окружности – задание температуры в салоне для её автоматического поддержания).

Панель под ней:

Как устроена кабина Boeing-737

слева:
сверху – выбор нормальных или альтернативных вентиляторов охлаждения авионики (то есть электронного оборудования),
ниже – режим работы аварийной световой сигнализации в салоне,
ещё ниже – тумблеры включения салонных табло “Не курите” и “Пристегните ремни”.
правее:
вверху – индикаторные лампы недостаточного давления гидрожидкости в гидросистемах и тумблеры включения их электрических насосов и открытия клапанов к двигательным гидронасосам;
ниже – лампы индикации открытых дверей и люков;
внизу – панель управления голосовым самописцем кабины пилотов (микрофон – слева под сеточкой).
самая правая часть – управление паками системы кондиционирования воздуха (манометр индикации давления в магистралях, тумблер вентилятора рециркуляции воздуха, тумблеры клапанов подачи воздуха в паки и отбора от двигателей и ВСУ (внизу посредине). Индикаторные лампы).

Самая нижняя и самая правая часть потолочной панели:

Как устроена кабина Boeing-737

слева:
сверху – сигналы вызова бортпроводника и наземного персонала;
система обрызгивания лобового стекла водоотталкивающей жидкостью (сейчас деактивирована на всех типах самолётов),
ниже – включение стеклоочистителя второго пилота.
самую нижнюю часть панели уже разъяснили раньше.
посредине – индикаторы “высоты в кабине” и скорости изменения её, кнопка отключения звуковой сигнализации;
самая правая часть – управление системой поддержания давления воздуха внутри самолёта (в левой части – автоматический режим работы, посредине – запасной, справа – ручное управление клапаном сброса воздуха из кабины; внизу справа – управление режимами работы системы).

И теперь осталась лишь самая малость – всякие мелочи.

В правой нижней части снимка – ручка регулировки расстояния до педалей:

Как устроена кабина Boeing-737

(это – прям под приборной доской соответствующего пилота)

Пилотское кресло (клёпано из настоящей жести настоящими металлическими заклёпками)

Как устроена кабина Boeing-737

Рычаги в самых неожиданных местах, преемственность конструкции с военными транспортниками и, одновременно, с B-777. Думаю, и на B-787 будет такое же клёпаное стальное кресло 🙂
В левой части, красненькое – кислородная маска второго пилота.
Далее – микрофон для ведения радиосвязи или для сообщений пассажирам в салон.
Аварийный фонарик.
Над ним к форточке тянется кабель электрообогрева стекла форточки.

Сзади пилотов – панели автоматов защиты сети (электрической) – АЗС

Как устроена кабина Boeing-737

Огнетушитель.

И, наконец, непосредственно над пилотами:

Как устроена кабина Boeing-737

слева вверху чернеется кусочек потолочной панели, ниже – динамик громкоговорящий (может транслировать то же, что и в наушниках),
правее, вверху, – отверстие лампы подсвета верхней части панели АЗС, под ним – лючок с аварийным канатом для спускания из форточки в случае чего,
правее всех – решётка отверстия системы вентиляции.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий