Как устроены кнопки в кабине самолёта

Авиа

Сегодня, помоляся, расскажу вам про кнопки, которыми пилоты бесстрашно управляют разными самолётными системами.
Заодно и про дефектик один поведаю.

На одном самолёте жил да был дефект по отбору воздуха от двигателя.
Воздух штатно отбирается от 9 ступени компрессора высокого давления на малых режимах работы двигателя, и от 5 ступени — на повышенных (потому что на больших оборотах компрессора за 5 ступенью уже достаточно давления для работы системы).
Далее воздух проходит через разные клапаны и радиаторы, и поступает в паки кондиционирования для подготовки перед подачей в салон.
И всё было хорошо, но вот случился дефект где-то там в глубинах системы отбора.
Вообще, я такие дефекты (по отбору) не люблю.
Там для поиска надо поднимать капоты реверса, лезть во всякие агрегаты и трубки, совершать странные действия по проверке воздушных линий на герметичность… — визгу много, шерсти мало.
Но, на наше счастье, в этот раз бОльшая часть работы по поиску дефекта уже была выполнена другими. Какие-то там трубки подтянули, что-то ещё делали…
А нам доверили сделать контрольную замену в голову — заменить компьютер контроля отбора (Bleed Monitoring Computer), и кнопку включения отбора на потолочной панели в кабине пилотов.
И этот постик очень удачно будет иллюстрировать, как в типовом случае заменяется блок из отсека авионики, и кнопка панели.

Начнём с блока.
Первым делом надо разместить маленькую стремянку строго под люком переднего авионического отсека:

Там же приготовить кейс с исправным блоком:

Потом в кабине обесточиваем систему вытягиванием требуемых автоматов защиты по питанию.

Готовим к замене блок.

Как видим, заглушки разъёмов сзади блока фиксированы скотчем.

Открываем лючок тех. отсека и лезем туда передним концом тела (это куда едят).
Там наблюдаем этажерку с блоками, среди которых есть и наш сегодняшний блочок:

(посредине)

Как видно, в типовом случае блоки вдвигаются на своё место по полозьям, и удерживаются там винтами с барашковыми гайками.

Откручиваем гайку, пока она не высвободит выступ кронштейна блока, и опускаем её с винтом вниз.

Теперь остаётся лишь потянуть блок, и он выходит из разъёмов на раме задней стороной, и вытаскивается.

На посадочном месте блока видны разъёмы на раме, и резиновое уплотнение снизу с отверстиями.
Через эти отверстия в нижней стороне блока просасывается воздух системой вентиляции авионики, и таким образом блок охлаждается.

Снимаем плёнку и заглушки разъёмов исправного блока.

Осматриваем разъёмы.

Вставляем блок на место, вдвигаем по полозьям,

накидываем гайку на кронштейн блока, и закручиваем от руки до упора.
Блок установлен.

Теперь займёмся интересной и интеллектуальной работой в кабине — заменой кнопки.
Дело в том, что кнопки на Airbus — это не боинговская банальщина о паре замыкающихся контактов, а почти что микрокомпьютер — то есть, сложное высокотехнологическое электромеханическое сооружение.

И при том меняются такие кнопки достаточно просто.

Для начала отжимаем кнопку, чтобы она полностью вылезла.
И, поддевая её края, вытаскиваем головку кнопки наружу.

Это можно сделать, уцепившись ногтями по бокам кнопки.
Или зажав её пальцами.
Если ничего не получается, можно воспользоваться специальным пинцетом 🙂

(вроде такого)

Если теперь отогнуть головку кнопки наружу, то мы увидим:

шпенёк и два винта.
Головка кнопки соединяется тонким плоским шлейфиком с её корпусом для передачи тока подсветки надписи.

Забежим слегка поперед паровоза и обратимся к кнопке.

Отметим схему на боковой стороне корпуса, намекающую нам на то, как всё сложно.
(кнопочка эта — всего-то примерно сантиметра два в ширину)
А также не забудем про отверстия сверху.

С заднего торца кнопки имеем простые контакты,

говорящие нам о том, что кнопка просто вдвигается на место.

Как же она удерживается на своём месте?

Снимем панель системы кондиционирования сверху пилотов и поглядим.
Благо, снимается она легко — надо повернуть лишь несколько фиксирующих винтов по сторонам панели.

Регуляторы и кнопки.

А вот и искомая:

Как видим, ближе к нижней стороне имеется вырез в держателе кнопки.
И в этом вырезе заметно нечто серенькое. То же есть и с обратной стороны.

Если мы посмотрим на это же место кнопки, то увидим там резьбовой упор:

Вращая винт переднего торца кнопки, можно повернуть упор так, что он выйдет наружу отверстия.

И в этом положении он как раз удерживает кнопку внутри её держателя.
Такой же упор есть и с другой стороны, и второй винт в лицевом торце кнопки — для него.

Теперь становится понятно, что надо сделать для вытаскивания кнопки.
Приоткручиваем оба винта на пару оборотов, пока они не выведут упоры из зацепления с держателем кнопки и не уберут их заподлицо с поверхностью кнопки.
Потом слегка нажимаем с тыльной стороны кнопки, и она просто выдвигается из панели вперёд. Контакты выходят из своего разъёма, и кнопка вытаскивается.
Если есть пинцет, то можно даже не снимать всю панель, а вытащить кнопку, зацепившись за край её корпуса.

Новую кнопку устанавливаем, как говорится, в обратном порядке — вдвигаем её на место и слегка поджимаем, чтобы контакты вошли в разъём.
А потом маленькой отвёрткой поворачиваем оба упора по часовой стрелке для зацепления с окнами держателя, и ещё немного поджимаем для крепкого усаживания кнопки на место.

Потом устанавливаем панель на своё место.
Втыкаем выдернутые АЗСы.

Проводим тест системы через MCDU.
Тест проходит, дефект закрываем.
Оформляем документы на замену.

Такие вот хитрые кнопки 🙂

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Как устроены кнопки в кабине самолёта

Оцените статью