Как в Северной Осетии шьют костюмы для Мариинского театра

Искусство

В декабре Мариинка покажет «Каменный цветок» в постановке Григоровича. К премьере готовятся не только труппа и прославленный балетмейстер, но и мастерицы во Владикавказе, шьющие к нему сотню костюмов

Первая балетная премьера сезона 2016 года посвящается 125-летию со дня рождения автора музыки «Каменного цветка» Сергея Прокофьева и юбилею Юрия Григоровича, которому 2 января будущего года исполнится 90 лет. Мэтр мировой хореографии лично руководит возобновлением постановки, органично соединившей симфоничность и театральность. Премьера — 6 декабря.

Впервые «Каменный цветок» по мотивам уральских сказов Павла Бажова был поставлен в 1954 году в Большом театре в хореографии Леонида Лавровского. Однако именно ленинградская постановка 1957 года, осуществленная 30-летним дебютантом Григоровичем, заставила критиков заговорить о новой странице в истории отечественного балета.

Художественно-производственный комбинат Мариинского театра — огромное производство, с которым вряд ли сравнится даже самый результативный из домов высокой моды. Мариинка «потребляет» до 300 костюмов в месяц, и каждый из этих нарядов — произведение искусства, чаще всего созданное по правилам моды ушедших эпох, но при этом функциональное и удобное, как и полагается рабочей одежде.

Для «Каменного цветка» будет сшито 296 костюмов, говорит заведующий комбинатом Василий Сибирцев. Треть с лишним из этих нарядов прибудет из Владикавказа, где уже более десяти лет действует филиал комбината, созданный по поручению Валерия Гергиева.

Костюмы для «Каменного цветка» — Ныне на подразделение во Владикавказе приходится 10 процентов производства сценических костюмов, и это вполне весомый вклад, — рассказывает Сибирцев. Двухэтажное здание в центре Владикавказа — бывший купеческий дом с вывеской «Филиал Мариинского театра» — напоминает Мариинку даже бело-голубой окраской и некой воздушностью облика.
Удивительно, что это не закрытый объект, и даже случайный турист, оказавшийся в этом месте, может зайти в рабочий цех и увидеть, как создается настоящее искусство.

На рабочих столах здесь стоят швейные машинки, но за огромным столом в центре, буквально заваленным обрезками разноцветной ткани, работают вручную.

— Чтобы работать здесь, нужно быть мастером высшей категории, — говорит директор филиала Залина Цахилова. — В штате нашей мастерской около 40 человек — 15 мастериц, модистки, вышивальщицы. Некоторые трудятся с 2000 года. Они асы, получившие образование в Москве и Санкт-Петербурге и прошедшие стажировку в театре.

В основном владикавказская мастерская создает костюмы для оперы. Причина, главным образом, географическая — северную столицу и Северную Осетию разделяют более двух тысяч километров, и артисты Мариинки не могут позволить себе частные примерки.

— Оперные костюмы проще шить, тут можно обойтись одной примеркой, тогда как работа над балетными нарядами скрупулезна и требует много примерок, — объясняет Залина Цахилова. Однако стоящий рядом с ней манекен в белой балетной пачке из тончайшего тюля, над которым колдуют мастерицы, весьма красноречиво напоминает о том, что платья из Владикавказа не только «поют», но и «танцуют» на Мариинской сцене.

Как особенный заказ здесь вспоминают работу над костюмами к балету «Щелкунчик» по эскизам Михаила Шемякина. «Работа была очень сложной», — признаются владикавказские швеи. Сейчас в небольшом помещении пошивочного цеха во Владикавказе царит уральская народная мода — готовится «Каменный цветок». Вероятно, такого количества кокошников, сарафанов и душегреек в Северной Осетии еще не видели.

Аккуратными рядами стоят манекены, облаченные в яркие, расшитые традиционными русскими узорами наряды — от повседневных скромных девичьих костюмов, в которых лишь шугай — кофта с отрезной спинкой — украшен цветочной вышивкой, до нарядных женских, где и душегрея, и кика вышиты шелком, унизаны жемчугом и украшены галуном. И в каждом элементе видна тончайшая работа костюмеров. Остается лишь гадать, в каком из этих изумительных нарядов предстанет Хозяйка Медной горы, в каком — Катерина или кто-то из ее подружек.

— Мы вырастили в Осетии классную команду мастеров, обеспечив работой более 30 семей. Поначалу мало кто верил, что из этого что-то получится. Но у нас все получилось, завязались нормальные человеческие отношения, и теперь мастера приезжают к нам из Осетии как друзья, — говорит Василий Сибирцев.

Он считает, что в перспективе на основе филиала во Владикавказе можно сделать полноценные мастерские, где будут изготавливаться не только костюмы, но и декорации. А значит — на Мариинской сцене в холодном Петербурге будут вновь и вновь появляться шедевры осетинских мастериц, принося на шестидесятую параллель немного теплого и яркого кавказского солнца.

Оцените статью