Когда-то линии оборонительных укреплений считались надежной защитой от агрессора. Так Финляндия отгородилась от России линией Маннергейма. Россия от Польши – так называемой линией Сталина (ее остатки и сегодня можно найти на территории Белоруссии). А Франция на границе с Германией возвела линию Мажино, пожалуй, самое циклопическое из всех вышеперечисленных сооружений. К слову сказать, Шарль де Голь, бывший в те годы простым полковником, пытался доказать всю бесперспективность этого проекта. Но тогдашний министр обороны Франции Андре Мажино оказался хреновым стратегом…
Почему? Да потому, что линию сооружений длиной более 400 км, включавую в себя более 70 бункеров и более 500 казематов, германские войска просто-напросто обошли с севера — бельгийцы пропустили их через свою территорию. На том война для гарнизона линии Мажино и кончилась. Ее защитники капитулировали, а укрепления остались практически невредимыми. В некоторых из них устроен музей. Мне посчастливилось побывать вот в этом, в окрестностях французского городка Лембах (Lembach).
Вход в музей находится буквально на обочине трассы D65 (Rue du Four À Chaux) но с дороги его не видно. А видно вот этот американский танк, не имеющий к линии Мажино решительно никакого отношения. Рассказывают, что после Второй мировой войны он остался на поле одного из местных крестьян, который уже в наши годы пришел в музей и слезно упросил служителей избавить его от мешающего земледелию раритета.
Земля на которой находятся укрепления до сих пор считается военным объектом, о чем предупреждают стоящие тут и там таблички. Но мне показалось, что никто ни за кем не следит. Просто некому! Весь гарнизон «объекта» в тот день состоял из кассирши, продавшей нам билеты (по 7 евро с человека), экскурсовода (его услуги оплачиваются отдельно) и электрика, явно безуспешно пытавшегося поменять лампочку над дверью.
Прямо над входом висит схема как всего укрепрайона, так и конкретно этого сооружения. Но полного представления о масштабах подземелий она не дает. Экскурсовод, помниться, произносил цифру 30 км, рассказывая об общей длине подземных ходов в этом районе.
Внутрь мы почему-то входили не через главный, а через боковой вход. На карте (предыдущее фото) я обозначил его красной точкой. «Там наверху насыпан огромный холм, на котором за эти годы вырос густой лес,» — рассказывает экскурсовод. Язык экскурсии, кстати, можно выбрать: своеобразный английский со странным акцентом, местная разновидность немецкого, французский… Русского не предлагают.
За толстой железной дверью никуда спускаться не надо. Сразу начинается длинный полутемный туннель. Сыро, холодно, пахнет плесенью и мышами. На стенах есть указатели, но без проводника я бы туда не пошел…
На полу попадаются лужи. По сводчатому потолку и по стенам сочится вода. Еще раз повторю — холодно! Становится ясно, почему нам советовали одеваться потеплее. Предупреждали, что в зимнее время года музей может оказаться закрыт. «По погодным условиям». Причем тут погода? Какая разница под землей, что происходит там на поверхности?
А вот тут уже понятен масштаб подземелий — конца коридора просто не видно, он теряется где-то вдали. Не зря нам советовали одевать удобную обувь, ходить придется много!
Это современная схема, показывающая остроумную конструкцию аварийного выхода на поверхность. Понятно как он устроен? Поясню: вертикальный колодец засыпан землей от поверхности до половины глубины. Ниже пусто. Пройти через этот колодец сверху невозможно — придется слишком долго копать и извлекать грунт на поверхность. А вот изнутри можно открыть задвижку и вся земля, закрывающая путь наверх, ссыпется вниз в оставленную для нее полость. Проблема лишь в том, что конструкция одноразовая и закрыть этот выход потом можно будет только полностью его засыпав.
Свет горит далеко не везде. Порой от одной светящейся лампочки до другой приходится долго идти в полумраке. Это не удивительно — сами смотрите, в каком состоянии здесь электропроводка. Она тут осталась с начала 30-х годов прошлого века. Поменять всю ее целиком не хватит никаких денег. Вот и латают ее местами и от случая к случаю…
Постепенно, туннель за туннелем, мы дошли до командного пункта. На фото слева — место… наблюдателя. Да, вы правы: он действительно смотрит в стенку и ничего не видит. Информацию о том, что происходит во вверенном ему секторе, он получает сверху. От другого наблюдателя. Уже самого настоящего с перископом, биноклем или еще с чем. А задача этого бойца систематизировать полученную информацию и нанести ее на грифельную доску, висящую у него над головой. Офицер, прогуливающийся за спинами наблюдателей (их, как видно на схеме, много), видит все эти доски и может составить представление о том, что происходит наверху.
И снова коридоры. На стене табличка со стрелкой «продолжение осмотра».
Следуя в указанном направлении мы пришли в солдатскую казарму. Офицеры жили в более комфортных условиях, а для простых бойцов предназначались трехярусные металлические нары. Все спальные помещения проходные. Они «нанизаны» на один коридор и им нет числа. Я сбился со счета.
Неожиданно вместо очередного кубрика коридор вывел нас в… операционную. Стол, большая лампа над ним, шкафы с инструментами… Пожалуй, не хуже чем в иной провинциальной санчасти сегодня. По крайней мере, в годы своей службы в СА я видел нечто подобное когда мне вскрывали гнойник на руке.
Очередной коридор. Что-то изменилось? Да, на полу появились рельсы. Видимо по этой транспортной артерии доставляли какие-то грузы. Наверняка снаряды, что тут еще можно возить по рельсам?
Кухня или камбуз. В подобных сооружениях пищеблок почему-то принято называть на морской манер. Обратите внимание: котлы для приготовления пищи — электрические. А построено это все было, напомню, в начале 30-х! Рядом с кухней помещения для хранения продуктов. Экскурсовод рассказывает, что все съестное держали в герметично закрытых банках. Здесь всегда было множество мышей!
Идем дальше. Какие-то ответвления закрыты решетками, где-то поперек прохода просто натянуты веревочки, но заблудиться все равно есть где. Даже указатели не помогут!
А вот это явно штабное помещение. Письменные столы, сейф, телефон, печатная машинка. Если бы не дурацкий манекен в военной форме, можно было бы подумать, что хозяин кабинета только что куда-то вышел. На столе разложены журналы и газеты того времени.
Снова рельсы. На «горке» вагонетка с огромным патронным (или снарядным?) ящиком.
Ага, а вот и склад боеприпасов. Множество одинаковых патронных ящиков. Их много! Штабеля теряются где-то в темноте. Под потолком кран-балки, позволяющие грузить эти ящики на вагонетки.
Лестничная площадка. Совершенно обычная. Как в какой-нибудь старой московской многоэтажке. Посередине лифтовая шахта и замерший навеки лифт. Механизм сломался. То ли мотор сгорел, то ли редуктор заклинило. Уже давно и, похоже, навсегда. Кто и главное на какие деньги будет его чинить? Доходов от билетов по семь евро явно не хватит на поддержание в рабочем состоянии всей этой громадины.
По лестнице поднимаемся в орудийную башню. На стене схема ее устройства. Вся фишка в том, что башня подвижна по вертикали. Если надо вести огонь, то она поднимается как гриб над землей. Стреляет противник — башня опускается опускается практически заподлицо с поверхностью, оставляя над землей лишь бронированный купол.
Вес башни — десятки тонн. По замыслу создателей вся эта массивная конструкция должна приводиться в движение электроприводом. Но теперь и он не работает.
Неужели, спрашиваю, такая ситуация не предусмотрена изначально? Вдруг идет бой, а тут перебои с электричеством? Конечно, отвечают, предусмотрена. Вот противовес, отчасти компенсирующий гигантский вес башни и позволяющий поднимать и опускать ее вручную. Всего один человек, вращая рукоятку, справится с этим за 15-20 секунд. Я попробовал — действительно можно. И даже не особо тяжело!
Прибор справа на фото — это своеобразный телеграф. Наподобии судового. Дело в том, что когда башня ведет огонь любые другие средства связи с ее расчетом бесполезны. Внутри настолько шумно, что никто ничего не услышит. Вот и придумали прибор, на циферблат которого заранее нанесены цифры и все основные команды. Зрение-то от шума не страдает!
За маленькой железной дверкой виден спиральный желоб по которому стреляные гильзы сбрасываются куда-то вниз в преисподнюю. Насколько я понял, доставать их обратно никто не планировал. Похоже, сегодня никто и знать не знает, что там внизу.
Из орудийной башни мы прошли в мастерские. Здесь должны были чинить оружие и всевозможные механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность объекта.
На стене набор гаечных ключей. Говорят, что они оригинальные. Даже не знаю, то ли они так плохо сохранились, то ли мастерам того времени действительно приходилось работать таким дерьмовым инструментом.
Наконец-то что-то электрическое. А я то все гадал, где же находится сердце местной энергосистемы… Ребристые серые ящики вдоль стен — это явно трансформаторы!
Все верно, вот и распределительная подстанция. В этом помещении сосредоточены все рубильники, предохранители и прочая необходимая коммутация. Но как-то слишком уж прилично все это выглядит… Неужели это все было смонтированно в 30-х годах прошлого века? А еще интересно, откуда же они брали электричество? Где-то должна быть подземная электростанция.
Вот она! Ряд мощных дизель-генераторов способны обеспечить электроэнергией небольшой город. Была бы солярка!
Кстати, сами дизели не оригинальные. Они более поздних годов выпуска, хотя конструктивно практически не отличаются от тех, которые сюда поставили при строительстве объекта. Зачем, спрашиваю, их меняли? Говорят, что пытались поддерживать энергосистему в рабочем состоянии.
Ага, вот в таком состоянии! Мой армейский ротный убил бы меня на месте, если бы зайдя в генераторную увидел бы что-то подобное. Все в грязи, в подтеках масла и солярки… Французы!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме
и как обычно в инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
Все авторские ролики загружаются на мой канал, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!