Каждый, кто ехал в аэропорт на 60 автобусе, проезжал мимо вертолета на постаменте и административного корпуса с аббревиатурой «ОЗГА». Разумеется, мы, как авиалюбители, не могли оставить без внимание данное авиапредприятие… Написали письмо и вскоре получили добро от руководства на посещение.
1. 5 февраля 1945 года на основе производственных мощностей авиарембазы № 406 г. Актюбинска созданы «Омские авиационные ремонтные мастерские № 41 Западно-Сибирского управления гражданского воздушного флота» (АРМ-41 ЗСУ ГВФ). С 1945 по 1956 годы — в мастерских был проведен капитальный ремонт 1235 самолетов По-2 и 2008 авиадвигателей М-11.
В 1956 году АРМ-41 освоили и приступили к ремонту нового типа самолета — Як-12 и двигателей АИ-14 Р. С 1956 по 1969 год были капитально отремонтированы 695 самолетов Як-12 и 1931 двигателей АИ-14 Р. В 1960 году — освоен ремонт вертолета Ми-4. С 1961 по 1985 года — предприятием выполнен капитальный ремонт на 2638 вертолетах марки Ми-4.
2. В 1969 году — приказом Министерства гражданской авиации авиационные мастерские были переименованы в завод № 41 гражданской авиации. В конце 60-х годов — заводом освоен ремонт вертолетов Ми-8 (Т, П, ПС). В 1994 году освоен ремонт вертолетов Ми-8 МТВ-1. Всего за период с 1969 отремонтировано более 5000 вертолетов Ми-8 различных модификаций. Ми-8 на сегодняшний день является основным типом ВС, проходящим ремонт на заводе. Памятник данному вертолету установлен перед заводом. В феврале 2015 года «Омский Завод Гражданской Авиации» отметил 70-летие со дня организации.
3. Памятник Ми-8. Ми-8 — RA-22217 — ОмскАвиа (AirUnion) /1976/
4. После небольшого экскурса об истории завода мы отправились осмотреть цеха, летно-испытательную станцию и площадку готовых изделий. Цех разборки вертолетов перед ремонтом. В наш визит здесь находилась хорошо знакомая мне машина из родного Казахстана
5. Насколько понял по хвостовой балке — перед нами Миль Ми-8АМТ(Ми-171/Ми-172) — UP-MI705 — Казахстан — МЧС (Казавиаспас) /2006/
6.
7. Следующий цех был представлен различными участками по разбору агрегатов, ремонту автомата перекоса
8.
9. Готовые корпуса
10. Тележки для хранения лопастей и крановое устройство для их погрузки
11. В следующем цеху нас встретили еще четыре вертолета в процессе сборки после ремонта. Еще один «казахстанец» — Ми-8МТ — UP-MI818 — Восточно-Казахстанское АП (КГКП АП ВКО), встречался в Усть-Каменогорске
12. Залез повыше на авиа-стремянку
13. Наш гость из Питера и экс-омич tramracer
14. А данный вертолет в 2014 году снимал на авиашоу в Новосибирске на аэродроме Мочище в 2014 году. Ми-8Т(ТВ) — RA-22586 —
Ельцовка /1979/
15.
16.
17. Ми-8Т(ТВ) — RA-24294 — Nordstar (Таймыр) /1988/
18. Коллеги
19. Комплектующие ждут своего срока
20. Цех покраски. Окрашивание в ливрею готового вертолета происходит в ночные смены.
21. Когда все процессы завершены — вертолет готов, то он буксируется на летно-испытательную станцию. Ми-8Т(ТВ) — RA-24138 — Nordstar (Таймыр) /1988/
22. Заправщик на базе МАЗа и установка АПУ на базе Урала (совсем недавно снимал такие на военном аэродроме Сокол)
23. Вертолеты, по всей видимости, в процессе
24. Местные тракторы
25.
26. Списанные борта
27.
28. Здесь же стоят большей частью борта а/к «Томскавиа», ныне банкрота в ожидании своей судьбы и других авиакомпаний. Среди замеченных RA-22848, 22590, 24570, 24656, 24661, 22205, 24843, 24644, 22646, 22644, 24211, 24242, 24674, 24582, 22672, 22671, 24742, 22243, 25360, 24737.
29. Один из представителей — оранжевенький — RA-24644 — Томск Авиа /1981/
30. Синенький — Ми-8П(С) — RA-22243 — Томск Авиа /1976/
31. Дорога вдоль «вертушек» ведет к двум площадкам — взлетно-посадочной и динамической. где испытываются системы вертолета, его мощность, грузоподъемность… Вот так она выглядит. Вертолет цепляют специальными тросами и замеряют показатели.
32.
33. Следуем далее
34. Площадка взлета и посадки. Все полеты согласуются с Омским региональным центром воздушного движения в Омском аэропорту.
35. Одно из колес можно фиксировать на поворотной площадке, вследствие чего вертолет можно легко вращать…
36. Вот-так приммерно выглядит взлет с площадки… Ми-8Т(ТВ) — RA-25556 — АэроБратск (Братское АП) /1983/
37. Еще один взгляд на ряд «мишек»
38. Ми-8МТ — RA-25510 — Nordstar (Таймыр) /1991/ — почти готов к передаче заказчикам.
39. С любезного разрешения посетили данный борт. Кабина практически новой машины!
40. Салон
41. Рядышком борт перелетевший с аэродрома ОЛТКГА им. Ляпидевского в Калачинске — видимо будут перекрашивать его в новую ливрею колледжа, ну и отремонтируют, если надо — 8АМТ(Ми-171/Ми-172) — RA-22434 — Омский ЛТК ГА /2009/
42. И небольшая выборка из вертолетов, проходивших ремонт на ОЗГА. Ми-8МТ — RA-25738 — Авиашельф /1992/
43. Ми-8МТ — EY-25149 — Авиалинии Таджикистана /1990/. Приходили на ремонт и другие борта из Азии — Китая, Казахстана, стран ближнего Востока.
44. Ми-8МТ — RA-24712 — СКОЛ /1984/
45. Ми-8Т(ТВ) — RA-24436 — Сибавиатранс — СИАТ (AirUnion) /1986/
46. Ми-8Т(ТВ) — RA-24689 — Турухан /1981/
47. Ми-8МТ — RA-25502 — UTair — Вертолетные услуги (Нефтеюганский ОАО) /1991/ — работал по миссии ООН в Западной Сахаре
48. Зимой как-то снимали и вот такого яркого — Ми-8Т(ТВ) — RA-24468 — АвиаПАНХ /1986/