Зингер. Все знают это имя, марку (слово бренд оставим новым поколениям). Многие выросли под стрекот мирного домашнего механизма — швейной машинки. Она шила всё и всегда, джинсы сумки, кожу, в отличие от советских «чаек». Иглу потолще и бабушкин Зингер прекрасно справлялся.
О ней и пойдет речь.
Попытки создать швейную машинку предпринимались с давних пор и не единожды, но лишь в 1845 году американскому механику Элиасу Хоу удалось сконструировать первую практически годную машину, дававшую двойную строчку и делавшую 300 стежков в минуту.
Швейная машина изобретённая Элиасом Хоу в 1845 г.
Элиас Хоу.
И хотя патент на изобретение был приобретен в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка: здесь она нашла благоприятную почву и прошла свою замечательную эволюцию, явив миру Исаака Зингера.
Механик, изобретатель, предприниматель и даже — актер (!) — именно он сумел дать швейной машине вторую жизнь, воплотив ее в гигантскую индустрию, которая процветает уже почти полтора века.
Одни из первых швейных машинок марки Зингер.
Производство машин «New Home» достигло в 1906 году 150 тысяч штук. В 1937 году в США в пользовании находилось более 7 миллионов машин «New Home».
Зингер вспоминает, как он собрал свою первую швейную машину. «Я работал днём и ночью, спал 3-4 часа в сутки, ел один раз в день, потому что знал, если сейчас машина не будет сделана за 40 долларов, она не будет сделана никогда. Сборку машины заканчивали ночью на 11-й день работы. Около девяти вечера решили испытать готовую машину.
Первая попытка не удалась, и рабочие, уставшие после напряжённой работы, разошлись по одному, решив, что всё закончилось неудачей. Я продолжал пробовать машину, мой помощник Зибер держал лампу, но в нервном состоянии, после нашей бесконечной работы и треволнений я не смог получить нормальную строчку. Убитый горем, около двенадцати ночи мы с Зибером пошли в гостиницу, где жили. По дороге мы присели на штабеле досок и Зибер меня спросил, не заметил ли я, что слабые петли образовывались на лицевой стороне ткани. В это мгновение меня осенила мысль, что я просто забыл отрегулировать натяжение верхней нити, и мы вернулись в мастерскую. Я отрегулировал натяжение нити и прошил пять безупречных строчек. Совершенство этих строчек меня полностью удовлетворило, мы вернулись в гостиницу и крепко уснули.»
В 1902 году начался выпуск первой продукции — так называемых семейных (бытовых) швейных машин. А к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск швейных машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук — максимума из всего, что производилось в предыдущие и последующие годы.
В 1851 году в Нью-Йорке им совместно с Эдуардом Кларком было учреждено товарищество «И.М.Зингер и К0», а в штате Нью-Джерси основан завод по производству швейных машин.
В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, «Мануфактурная компания Зингер» (официальное название с 1863 года) вступила на российский рынок. В 1896 году родилось русское акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» (с 1901 года — «Компания Зингер в России»). Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте. Поэтому решено было основать в России собственный механический завод.
Выбор пал на Подольск, где летом 1900 г. общество приобрело участок земли и приступило к строительству, которое возглавил Вальтер Франк Диксон, ставший впоследствии директором предприятия.
Общество Потребителей Компании Зингер, 1913 г.
В России швейные машины продавались в более чем 3000 фирменных магазинах, которые были разбросаны по всей российской империи. В них покупатели могли приобрести машинку в рассрочку. Благодаря отличному качеству продукции, компания «Зингер» заслужила право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».
Год 1917 стал переломным в истории подольского предприятия. Чтобы не допустить окончательного его закрытия, компания «Зингер» передала завод в аренду Временному правительству на льготных условиях. А в ноябре 1918 года он был национализирован. После национализации основное производство было приостановлено. Численность рабочих сократилась в несколько раз. Здесь начали делать сковородки, сошники, чугунки, утюги. Хотел дописать :»и чапельники» но об этом истории пока неизвестно.
Только в 1924 году с конвейера сошли первые советские машинки. А уже через год объем продукции вырос в 4 раза. Переломным для завода оказался 1928 год. До революции 75% деталей были импортными. С этого года подольская машинка стала полностью отечественной.
1932 год был ознаменован вводом в строй литейного цеха, крупнейшего в Европе. Его мощность составляла 36 тыс. тонн чугуна в го. Помимо корпуса бытовой швейной машинки здесь начали отливать детали новой промышленной машины класса 31. В 1935 году по поручению наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе завод приступил к выпуску мотоциклов ПМЗ А 750.
Война заставила на время перестроит производство. Выпускали корпуса мин, снарядов, фугасных авиабомб. В июне 1944 годе завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В июле 1946 года были собраны первые 100 бытовых швейных машин — послевоенная продукция вновь стала мирной.
И в заключение: а ка же работает швейная машинка? Понаблюдайте за ее работой на этой иллюстрации.
А это шпулька. То есть катушка с нитками вставляемая в маленький «подвал» машинки.
это и есть основное хранилище таинства шитья — отсек для шпульки со вставленной шпулькой..
Швейные машинки становились одним из главных признаков семейного благополучия и появления целых поколений «модисток». К тому же швейные машинки были частыми объектами рекламы, иллюстраций открыток и почтовых карточек.
Это реклама швейных машинок Зингера из французского журнала 1904 года.
Париж, 1925 год. Школа швей.
Вам это название знакомо? Под такой маркой одно время во Франции продавались швейные машинки изготовленные в России.
А вот и фото тех домашних «гаджетов» прошлого и позапрошлого столетия. Обратите внимание на богатое и уникальное оформление этих механизмов!
+
Таких фото можно выложить хоть миллион. У кого теперь на чердаках, у кого на даче они стоят забытые и ненужные, а у кого и старушка Singer до этих дней исправно служат их владельцам.