Несколько недель назад мне, как представителю сообщества «Как это сделано» удалось побывать на заводе "Ника" и посмотреть как делают наручные часы. Я и раньше видел репортажи с часовых заводов, но мне казалось, что очень многое не досказано и скрыто авторами, потому решил лично выведать все секреты отечественных мастеров.
Мне удалось попасть туда, куда пустят не каждого представителя сми, потому у вас есть шанс увидеть самый полный цикл производства наручных часов. В этом рассказе вы узнаете то, о чем ни разу не писали в рунете.
Компания "НИКА" совсем молодая, она была основана в 2003 году, является полностью россйской, и ежемесячно производит свыше 25 000 изделий.
При входе на завод все говорит о том, что вы в царстве измерителей времени.
1
Здесь даже леденцы фирменные. Но не будем задерживаться, выпьем кофе и пройдем дальше.
2
Это Алексей, сегодня он проведет меня по всем цехам завода и расскажет о том, как все это делается. Мы сейчас в месте, где хранится сырье для производства корпусов для часов — медь, серебро и золото. В руках у него 12-килограммовый слиток золота высшей пробы.
3
Он закупается в банке, стоит такой кирпичик более 20 млн. рублей. Из него путем лигирования будет получено золото 585 и 750 пробы, из чистого золота корпуса не производят. Я тоже подержал в руках этот слиток, довольно тяжелый.
4
Драгоценный металл хранится в соседней комнате, а здесь специалисты проверяют пробы сплавов, которые также производятся на заводе.
5
Это серебро. На производство оно обычно попадает в слитках, как и золото, а в виде таких гранул драгоценный металл приходит с аффинажного завода после вторичной переработки, как и золото, кстати. Медь поступает на завод в виде проволоки.
6
На весах взвешиваются детали и заготовки после каждой операции, на каждом этапе идет строгий учет драгоценного металла
7
В следующем цехе в печах непрерывного литья делают золото двух проб. На фото видно эту самую печь. Драгоценный металл в нем расплавляют с помощью индуктивного нагрева током высокой частоты.
8
Думаю можно обойтись без подсказки). Золото разной пробы получают смешивая серебро, медь и золото в разных пропорциях.
10
Внутри печи находится тигель — горшок из графита, его можно видеть на фото.
11
В таком виде этот тигель помещается вовнутрь печи. Он состоит из двух частей, в верхней плавится металл, а из нижней вытягивается в виде длинного бруска, ширина и толщина которого соответствует отверстию снизу.
12
"Супчик" из драгоценных металлов время от времени перемешивается таким графитовым стержнем, который понемногу становится тоньше.
13
Чистый, еще не использованный тигель.
18
Бруски отрезаются вот такими секаторами.
19
Серебряные и золотые слитки перед попаданием в тигель проходят через такие прокатные станы, чтобы превратить их в ленты, которые легко нарезать на куски, перед помещением в графитовые горшки.
20
Серебряный брусок, который скоро будет раскатан в ленту.
21
Из аналогичного бруска золота длиной 12 см. и толщиной 5мм. получают ленту длиной до 2.5 метров и толщиной 0.25 мм. Для этого брусок должен пройти через валы прокатного стана более 50 раз
23
Здесь в кастрюле с лимонной кислотой варится серебряный брусок, который остался в тигле. Это делается для того, чтобы очистить его от шлака и опять бросить в переплавку.
24
Далее лента, прошедшая через прокатный станок попадает в цех штамповки.
25
Лента заряжается в этот гидравлический пресс подобно патронам в пулемете. Вырубной штамп выдавливает из нее заготовки разной формы.
26
В левом ведерке первоначальный вид заготовок, в правом — после следующей операции на другом штампе.
27
Для того, чтобы изготовить детали для одного часового корпуса потребуется 25-30 различных штампов. Как можно видеть на этом фото, их можно легко поменять. Штампы, кстати были изготовлены на самом заводе.
29
На рабочем месте не возбраняется слушать свою любимую музыку.
33
На этих полках образцы всех штампов, для разных видов корпусов, а их очень много.
36
Золотая стружка, которая тоже учитывается и подсчитывается. Но рассказ об учете драгоценных отходов ждет нас впереди.
39
Этот мастер приваривает две части корпуса друг к другу.
44
Но это всего лишь предварительная операция.
46
Потому что серьезная пайка ждет корпус в следующем цехе. Здесь мастера приклеивают вазелином небольшие частицы золота (припой) к разным местам на корпусе.
47
Пинцетом подхватывается небольшой кусочек золота, обмакивается в простой вазелин и приклеивается к корпусу.
51
Но это конечно же не все. Корпуса с приклеенным припоем помещаются на эту ленту, которая проходит через печь. В ней, при определенной температуре припой плавится и спаивает прочно детали корпуса, а вазелин испаряется.
54
Отсюда выходят свежеиспеченные золотые или серебряные корпуса.
57
А это модернизированный половик, который стряхивает всю пыль с подошвы, в том числе и золотые частицы, чтобы они не покинули цеха. Когда наступаешь на него, он тут же начинает вибрировать. Интересная штука.
58
Отправляемся в следующий цех.
60
Здесь происходит фрезеровка, сверление отверстий и подрезка корпусов. Обратите внимание на прозрачные пластиковые кубы.
61
Здесь в основном заняты женщины.
63
Корпус фиксируется на специальном кондукторе.
64
и станок фрезерует в нем нужные отверстия.
66
На этом станке подрезаются корпуса.
68
Корпус фиксируется на кондукторе.
69
Включается станок, который подрезает заусенцы, придавая нужный радиус корпусу.
71
А это документ, по которому отчитывается каждый работник производства. Здесь написано, сколько золота в чистом виде получил мастер (граммы) и сколько он сдает в конце смены. Масса полученного (корпуса) и отданного (корпуса+отходы) должна совпадать, но тут есть свои тонкости. В зависимости от особенностей обработки корпуса учитывается угар — потеря металла. Если это сверление и подрезка, то угар допусается небольшой, а если обрабатывается наждачной бумагой, то потеря металла будет больше — золотую пыль труднее уловить.
73
После сверления и подрезки, корпуса попадают в руки отдела технического контроля.
76
Это приспособление сохранилось с советских времен и попало сюда с другого завода, который уже закрылся.
77
На вооружении ОТК лупы различных размеров
78
электронные штангенциркули и прочие инструменты.
79
Кстати, многие станки, которые вы видели в этом и других цехах были куплены у второго часового завода, который прекратил свое существование после распада СССР. Они вполне хорошо работают до сих пор.
80
Присядем пожалуй, отдохнем.
81
Скоро вас ждет вторая, не менее интересная часть нашей экскурсии по заводу "Ника".
Мы увидим, как обрабатывают корпусы, собирают часы, и попадем в цех сборки эксклюзивной продукции, куда до нас мало кто попадал. Не пропустите!