Вторая половина репортажа про предприятия РОСНАНО, в которой будет рассказано про углеродные нанотрубки, которые меняют свойства материалов, и как делают литий-ионные батареи для троллейбусов.
OCSiAl
Опять немного сухой информации из пресс-релиза. Год начала инвестирования РОСНАНО – 2013.
Основной продукт компании – одностенные углеродные нанотрубки (торговая марка TUBALL): универсальный наномодификатор, улучшающий механические свойства, электро- и теплопроводность различных материалов (резин, композитов, полимеров и др.).
Конечно рождение углеродных нанотрубок большой толпе из журналистов и блогеров не показали, но провели экскурсию по лабораториям. Этот аппарат кстати, делает суспензию из этих самых нанотрубок.
Компанией создано производство одностенных углеродных нанотрубок с уникальными для мирового рынка технико-экономическими характеристиками (продукт с содержанием одностенных углеродных нанотрубок более 70%, цена более чем в 75 раз ниже продуктов сравнимого качества).
Один из руководителей лаборатории. Дядечка очень похож на профессора из мультфильмов.
Технология, разработанная компанией, позволяет вывести производство одностенных углеродных нанотрубок на промышленный уровень и впервые в мире делает их массовое внедрение экономически целесообразным.
Пилотная промышленная установка мощностью более тонны одностенных углеродных нанотрубок в год стала одной из крупнейших в мире. Ожидается, что мировой рынок углеродных нанотрубок к 2020 году составит около 4 тыс. тонн.
Продукция, в которой используются одностенные нанотрубки:
Антистатическая композитная труба
Антистатический наливной пол
Облегченные авиационные провода
В лаборатории стоял небольшой аппарат, который делал полимер с добавлением этих самых нанотрубок
Затем нам показали продукцию, в производстве которой используются нанотрубки.
Батарейки.
Фольга.
И многие другие полезные для промышленности и в быту вещи.
Электробайк на батареях с нанотрубками.
Кстати, при производстве наливного пола, можно добавить прямо в ведро с полимером этих самых нанотрубок и тщательно смешать, качество пола улучшится в разы.
Хотел угнать мотик, но не получилось, оказался не заряжен.
Другие блогеры решили вспомнить Диогена. Такие бочки используются в нефтяной промышленности. Благодаря нанотрубкам, они антистатические.
Руководитель Роснано не обошел стороной и это производство.
И наконец третье предприятие.
Лиотех
Опять небольшая инфа из пресс-релиза.
Завод открыт в Новосибирской области в декабре 2011 года. Совместное предприятие с китайской Thunder Sky. Инвестиции РОСНАНО в проект — 7,58 млрд руб. из общих 13,57 млрд руб. Китайская сторона поставляет оборудование и берет на себя обязательства продавать в Китае 85% продукции завода.
По планам мощность предприятия должна была составить около одного миллиона аккумуляторов в год или 400 миллионов ампер\час в год. Выйти на нее завод должен был в 2013 году. На этапе запуска мощность производства составила около 50 миллионов ампер-час в год.
Весь 2012 год китайская сторона не выполняет своих обязательств по закупке продукции предприятия. Поставленное оборудование не отвечает требованиям к его качеству. В 2012 году «Лиотех» произвел всего 24 млн ампер-часов аккумуляторов вместо запланированных 60 млн ампер-часов.
В апреле 2013 года Thunder Sky прекращает участие в проекте, а РОСНАНО разрабатывает новую стратегию. Ставка делается на системы накопления энергии (СНЭ) на базе аккумуляторных батарей, ориентированные на компании крупной энергетики. В августе 2014 года завод остановили. В конце декабря правительство Новосибирской области прекратило господдержку предприятия, получившего из бюджета региона более 240 миллионов рублей по инвестиционному плану.
Перспективы
— Сотрудничество с «Троллза» — троллейбусы с повышенным запасом автономного хода. Экспорт в Аргентину (уже есть). Планируются поставки в Крым (на Юг России), в Санкт-Петербург.
— В конце декабря 2016 года проект группы компаний «Хевел» по строительству автономной и распределённой генерации на базе гетероструктурных солнечных модулей стал национальным проектом в области ТЭК. В рамках проекта разработана программа по строительству до 2021 года более 100 автономных гибридных энергоустановок (АГЭУ), в которых используются накопители этого завода. Первая гибридная установка в начале этого года уже была запущена в Забайкалье.
— В среднесрочной перспективе – сотрудничество с РЖД.
— По достижении сетевого паритета (7-10 лет) возможен взрывной рост спроса на системы с использованием солнечной- и ветрогенерации, которые без накопителей не эффективны.
— Если в России будут приняты меры, направленные на стимулирование микрогенерации ВИЭ, взрывной рост спроса может случиться быстрее.
А теперь о том, как делают эти самые литий-ионные батареи. При производстве аккумуляторов используется наноструктурированный катодный материал литий-железо-фосфат (LiFePO4). Этот материал обеспечивает оптимальное соотношение цена/качество. Аккумуляторы на его основе имеют высокую плотность энергии, безопасны и просты при производстве.
Потом берем фольгу, нужна алюминиевая и медная.
На фольгу с двух сторон наносим обработанный углеродный порошок. На алюминиевую фольгу наносится катодная смесь, на медную фольгу — анодная смесь.
В процессе нанесения выполняется сушка (удаление излишков воды) нанесённых анодной и катодной смесей и их адгезия (слипание) с фольгой.
Затем собираем катод и анод послойно в батарею. В зависимости от требуемой мощности батарея может состоять из разного количества слоев.
Образцы батарей. На данный момент здесь делают аккумуляторы для троллейбусов и источников бесперебойного питания.
Готовые к отгрузке батареи.
Так она выглядит изнутри.
Иногда гостей возят по цехам предприятия на этих электромобилях.
«Лиотех» также производит трехфазные и однофазные источники бесперебойного питания промышленного и бытового назначения, которые комплектуются аккумуляторами собственного производства.
А теперь экскурсия на производство. Рулон с углеродным покрытием
Рулон заправляется на этот аппарат, который и вырубает из него заготовки для батареи.
После этого заготовки попадают в сепаратор, где происходит последовательная укладка сортированных анодных и катодных электродов в стопку.
Затем следует этап сборки узлов выводных клемм аккумулятора на собранной стопке.
После установки клемм — сушка ядра аккумулятора в вакуумной печи, установка ядра в корпус аккумулятора, и запечатывание корпуса аккумулятора после проведения сушки.
Далее опять сушка запечатанного корпуса аккумулятора в вакуумной печи, и заливка электролита в корпуса аккумулятора
через отверстие для предохранительного клапана.
После всего этого идет зарядка аккумулятора малыми токами. Определение параметров аккумулятора, и испытание аккумулятора большими токами.
Завод достаточно большой, и здесь много таких зарядных станций.
Около сотни, но возможно и больше.
После чего аккумуляторы складируются и ждут своих заказчиков.
А вот и он кстати.
На этом все. Если что-то понравилось, пишите в комментариях, если нет, тоже пишите. Ставьте лайк, подписывайтесь)