Когда в самолёте вдруг темно и страшно, мы сегодня говорим про аварийное освещение.
Как уже интуитивно понятно из названия, аварийное освещение нужно тогда, когда основное освещение потолочными и надоконными лампами внезапно кончилось, а всему салону срочно надо коллективно что-то увидеть. Также оно подсвечивает пути эвакуации снаружи самолёта.
Потребная ситуация может случиться при отключении электропитания — как из-за аварии самолёта, когда генераторы переменного тока на двигателях и ВСУ не работают; так и, например, при банально неработающей ВСУ и несвоевременном подключении источника наземного электропитания на стоянке.
Как видно из фото, по всему салону расположены небольшие светильники аварийного освещения.
Они присутствуют на багажных полках (в верхней части):
Там же видны световые табло «Выход» над аварийными выходами на крыло.
Также под потолком салона прикреплены световые табло в районе аварийных выходов на крыло (левый верхний угол):
Небольшие табло со стрелочками ютятся в нижней части проёмов аварийных и обычных выходов из самолёта:
Табло также имеются надо всеми входными и сервисными дверями самолёта:
Лампы аварийного освещения находятся и снаружи самолёта для подсвета в тёмное время суток возможного пути эвакуации при аварийной ситуации.
По плафончику слева внизу от аварийного выхода на крыло:
Возле обычных дверей (круглый плафон справа от двери):
Всё описанное освещение питается от небольших аккумуляторов, прячущихся в нескольких укромных местах на протяжении салона самолёта.
Управление включением аварийного освещения возможно с панели для бортпроводников на задней кухне:
(левая кнопка под колпачком)
Отсюда обычно бортпроводники включают аварийное при проверке перед вылетом.
Также аварийное может включить лётный экипаж из кабины переключателем на потолочной панели.
В положении ON аварийное принудительно включено.
В положении OFF — выключено.
В положении ARMED аккумуляторы источников питания аварийного освещения заряжаются от бортовой сети переменного тока, а при пропадании переменного напряжения освещение включается автоматически. Именно в этом положении находится переключатель почти всегда, когда на борту есть экипаж.
Посмотрим же, как выглядит предмет дискуссии при включении на тёмном самолёте.
Табло над входными и сервисными дверями светятся сами и подсвечивают проём:
(чисто для справки — в верхней части фото слева сосок индивидуальной вентиляции бортпроводников, справа — лампа рабочего освещения)
Нижний плафончик возле двери:
Аварийные выходы на крыло и потолочный плафон в центре салуна:
Нижний плафончик возле аварийного выхода на крыло:
Выходы на крыло снаружи:
Лампы сзади люков освещают верхнюю поверхность крыла с нескользящим покрытием и нанесёнными на нём стрелками, указывающими путь эвакуации.
Нижняя часть фюзеляжа снаружи также имеет несколько плафонов аварийного освещения для подсветки зон прыга с крыла.
Ещё немного по салону.
Если вы будет проползать по центральному проходу между креслами, то обязательно обратите внимание на две пластиковые полоски, проходящие параллельно вдоль салона спереди назад.
Это — аварийная световая дорожка на или вблизи пола.
Дело в том, что при задымлении салона дым находится преимущественно сверху, а умные люди — преимущественно снизу. И вот чтобы они могли видеть, куда лучше свалить из этого бардака, и нужны дорожка и плафоны в нижней части проёмов.
Дорожка бывает разных видов исполнения — лампочками на бортах кресел, светящаяся лампами или светодиодными лентами на полу, или как тут — фотолюминисцентая (светонакопительная).
Данный конкретный вариант лично мне не очень нравится — довольно тёмный. Бывают и получше и позаметнее.
Но зато в части обслуживания хлопот почти не доставляет.
Дорожка «заряжается светом» от работающего внутреннего освещения салона, а в темноте становится видна за счёт своего светоизлучения:
Тут я для верности правую часть ещё интенсивно возбудил фонариком.
Также фотолюминисцирующие наклейки могут быть в различных других местах: опять же на бортах кресел или, как тут, на верхней перегородке шторки бизнес-класса:
Ещё внутри или возле сидений бортпроводников и экипажа есть фонарики.
Они закреплены в специальных держателях, по вынимании из которого фонарик сам загорается. Наружного выключателя нет.
Для проверки заряда батареи на корпусе есть красный светодиод (точка в левой части фонаря возле чёрной полоски). По частоте мигания светодиода определяется заряд. Мигать должно не реже раза в 10 секунд.
Ну, и в конце расскажу про рутину.
Бортпроводница записала замечание, что в плафоне аварийного выхода на крыло не горит одна лампочка.
Есть entry — есть action.
Применяем к плафону маленький хитрый дюймовый шестигранник и снимаем светофильтр.
Под ним находим пять маленьких лампочек.
Лампы с колбами примерно двух миллиметров в диаметре просто вставляются усиками в гнёзда.
Меняем сгоревшую и собираем механизм в обратном порядке.