Из этого поста вы узнаете:
— куда заправляется вода в Боинге-737,
— как и зачем её сливают,
— недокументированные особенности процесса, которые больше никто вам не покажет и не расскажет,
и, наконец,
— почему образуются очереди из стаканов.
В посте будут несколько видео с громким звуком, так что рекомендую заранее выставить минимальную громкость.
Зачем надо сливать воду?
1. летом — в основном, чтобы не кисла в баке при длительных стоянках.
2. зимой — чтобы не повредились трубопроводы водяной системы замёрзшей водой. И чтобы система быстрее прогрелась и оттаяла.
Вопреки очевидности и мнению производителей техники, слив воды с самолёта несколько нетривиален и имеет некоторые особенности.
Как уже упоминалось в посте про водогреи, перед сливом воды на Boeing-737 надо вытащить АЗСы их питания.
Таким образом мы снимаем питание, чтобы водогрейки не перегрелись без воды.
АЗСы находятся на панели сзади капитана, внизу:
По одному на каждый туалет.
Теперь можно приступать к собственно сливу.
Управление сливом происходит с водяной панели в задней правой части фюзеляжа, за задним багажником.
С этой панели вода также и заправляется.
На панели наблюдаем:
— слева штуцер заправки водой (закрыт)
— вверху ручка крана заправки
— справа ручка крана слива
— снизу (красненькое) — бесконтактный магнитный сенсор закрытого положения лючка. При закрывании лючка подаёт сигнал на включение электрического компрессора наддува водяного бака воздухом (для создания давления воды в системе).
Заправляется и сливается вода с помощью одной и той же машины.
В заправке ничего интересного нету — подсоединил шланг, открыл кран, да и жди, пока не польётся из отверстия перелива бака. Ёмкость бака — примерно 170-200 литров.
Сливается вода в другую цистерну этой же машины.
В сливное отверстие (это то же самое, что и для перелива) недалеко от заправочного лючка
вкручивается по резьбе переходник, к нему подсоединяется шланг, открывается кран слива, и вода проистекает в машину.
Слилась, и всё?
Не совсем. После того, как банальщина закончилась, начинаются нюансы.
737 имеет также и переднюю точку, чтобы лучше слилась вода из передних трубопроводов водяной системы.
Вот как раз в верхнем левом углу фотки и видно это отверстие:
Чтобы слить воду через эту точку, надо залезть под раковину переднего туалета (поглубже) и повернуть красный флажок краника:
Вода сначала прыснет, а потом просто побежит по борту прямо на нижнюю антенну системы предупреждения столкновения в воздухе (TCAS)
С этой точки обычно сливаются крохи.
Но рано расслабляться — интересное только начинается
Закрываем этот кран, закрываем сливной кран водяной панели, закрываем лючок панели,
и создаём давление воздуха в баке включением отбора воздуха от ВСУ на систему кондиционирования.
Если на самолёте есть воздушный компрессор для наддува бака, задача упрощается — кондиционирование можно не включать.
После этого проходим по всем кухням и туалетам и продуваем краны.
Тут-то нам и понадобятся оставленные проводниками стаканы.
Дело в том, что в сливных шлангах после слива воды в раковины остаётся вода. При низких температурах она может замёрзнуть и порвать шланги. Или просто не отогреться перед вылетом.
Поэтому некоторые авиакомпании указывают своим бортпроводникам перекрывать водяные краны минут за десять до посадки. Чтобы остатки слитой воды вышли под давлением воздуха из салона.
Так что лучше и при сливе воды использовать стаканы или, если есть, крУжки кофемейкеров.
Самый смак в том, что и после такой продувки вода в системе остаётся.
Она булькает в кофемейкерах, водогреях и в разных других трубках; но вытекать не хочет
Если самолёт оставить в таком виде на морозе, трубки замёрзнут, часть шлангов может потечь, и вдобавок всю водяную систему к вылету будет просто не оттаять.
Поэтому надо сливать всё и продувать систему.
И в этом нам поможет странный способ.
Для полного слива воды из кофемейкеров и водогреев надо сливать её через ближайший кран холодной воды при ЗАКРЫТОМ положении перекрывного крана подачи воды (в кухню или в туалет)
Примерно это выглядит так:
Сначала слив воды при открытом кране, потом перекрытие крана, и слив воды давлением воздуха из кофемейкера.
Воду сливаем не в штатный слив (чтобы не замёрз), а в посторонние ёмкости.
Вот так на кухнях и появляется батарея стаканов
Если есть чайник или кружка, задача несколько упрощается.
Операция «открыть запорный кран — закрыть кран — слить воду» повторяется до тех пор, пока не пойдёт чистый воздух.
Обычно не меньше десяти раз. Каждый кран.
То же проделываем и в каждом туалете.
Воду из стаканов или кружек сливаем в унитазы туалетов.
Из туалетного бака её потом можно будет слить ассенизационной машиной.
На слив-продувку всего самолёта в одно лицо уходит не меньше часа.
Когда везде всё продуто, идём под самолёт и открываем сливной кран, чтобы выдуть остатки воды.
И когда всё выдует, лучше снова закрыть сливной кран и открыть кран заправки.
Чтобы, даже если краны замёрзнут, вода всё равно заправлялась.
А так как её заправляют горячей, то она, протекая через заправочный кран, оттает его и закрыться он сможет нормально.
Перед заправкой воды самолёт зимой греют от часа до двух-трёх. И то вся система может сразу не отогреться, и часть отойдёт только в полёте.
Хуже всего отогреваются туалеты. Поэтому после продувки системы их запорные краны и краны в кухнях тоже лучше оставить открытыми. Иначе замёрзнут, и перед вылетом их будет просто не провернуть.
Вот такие у нас особенности зимней эксплуатации, ага.
Особенно актуальным полный слив становится примерно с -10..-15 градусов.