Как устроен бункер Третьего рейха

Инженерия

Сегодняшний пост посвящен рассказу об одном из самых крупных бункеров немецкой оборонительной линии Западный вал, возведенной в 1938-1940 годах на западных рубежах Третьего рейха.

Всего было построено 32 объекта этого типа, которые строились для защиты стратегически важных пунктов и дорог. До сегодняшнего дня сохранилось лишь два подобных бункера, из которых только один B-Werk дошел до нашего времени неповрежденным. Второй бункер был взорван в 1947 году и засыпан грунтом. Лишь спустя десятилетия, группа волонтеров взялась за восстановление взорванного бункера с целью создания внутри музея. Добровольцы проделали огромный объем работ по восстановлению бункера и сегодня он доступен для посещения всем, кто интересуется военной историей.


B-Werk Katzenkopf расположен на вершине одноименной горы, находящейся у деревушки Irrel, что в паре километрах от границы с Люксембургом. Объект был построен в 1937-1939 годы с целью контроля над трассой Кельн — Люксембург. Для этой цели на горе Катценкопф были сооружены два B-Werk’a, расположенных недалеко друг от друга. Второй B-Werk Nimsberg был также как и B-Werk Katzenkopf взорван в послевоенное время и разрушен до такой степени, что восстановлению не подлежал, в отличии от своего собрата.

01. Вид с горы Катценкопф на деревушку Иррель.

B-Werk Katzenkopf был уничтожен в 1947 году французами в рамках соглашений по демилитаризации Германии и тридцать лет находился в состоянии руин, засыпанных землей, пока в 1976 году не выяснилось, что взрыв уничтожил лишь верхний уровень сооружения, а остальная подземная часть не пострадала. После этого за раскопку объекта взялась добровольческая пожарная бригада поселка Иррель, стараниями которой B-Werk был восстановлен и с 1979 года стал доступен для посетителей в качестве музея.

02. На фото сохранившаяся часть наземного уровня с одним из двух, не поврежденных взрывом, но измененным в процессе реконструкции, входов внутрь.

Все B-Werke строились по одному типовому проекту, но могли отличаться в деталях и компоновке внутренних помещений. Название B-Werk пошло из классификации бункеров Третьего рейха, в которой объектам присваивалась буква, согласно толщине стен. Классу B соответствовали объекты с толщиной стен и потолка 1,5 метра. Чтобы не давать противнику сведений о толщине стен сооружений, эти объекты называли тогда Panzerwerk (дословно: бронированное сооружение). Данный объект официально назывался Panzerwerk Nr.1520.

До взрыва надземный уровень Panzerwerk Nr.1520 имел следующий вид. Темным я обозначил уничтоженную взрывом часть верхнего уровня.

03. Сохранившаяся стена левого фланга с одним из аварийных выходов. На крыше виден муляж пулеметной бронебашни. Перед взрывом бронебашни объекта были демонтированы.

04. Чтобы придать объекту форму, близкую к оригинальной, волонтеры соорудили муляжи обоих пулеметных бронебашень из кирпича и бетона. Теперь крыша Panzerwerk Nr.1520 выглядит так:

Каждый Panzerwerk имел стандартный набор вооружения и бронекуполов, которые я обозначил на этой схеме. В процессе этой фотопрогулки я расскажу о них подробней. На сегодняшний день единственным Panzerwerk’ом с сохранившимися бронекуполами является B-Werk Bessering.

05. На обломках разрушенной части объекта установлен деревянный крест и мемориальная доска в память погибших солдат 39-го пехотного фузилерного полка (Füssilier-Regiments), воевавшего с 1941 по 1944 годы на территории СССР. Из солдат одного из батальонов этого полка состоял гарнизон Панцерверка Nr.1520 в 1939-1940 годах.

06. Перед входом в панцерверк разбит небольшой парк с многочисленными лавочками и отличным видом на деревушку Иррель.

07. Вход внутрь сооружения в оригинале представлял собою люк около метра в высоту, сейчас же на его месте оборудована обычная входная дверь стандартной высоты, так что, заходя внутрь, не приходится даже пригибаться. Напротив входа традиционно расположена амбразура. Конструкция этой части потерпела существенные изменения в ходе реставрации взорванного бункера. Изначально, пол был гораздо ниже и амбразура располагалась на уровне груди входящего человека.

08. За поворотом входного коридора располагалась яма, глубиной 4,6 метра и шириной 1,5 метра. В мирное время яма была перекрыта стальным листом, толщиной 2 см, образующим своего рода мост.

09. В боевом положении стальной мост поднимался и выступал в роли бронещита, для чего в нем была встроена амбразура. Такая система делала практически невозможным проникновение противника внутрь объекта. На фото яма перед вторым входом, расположенным в разрушенной части сооружения.

На схеме показано устройство подобной системы в сооружениях класса B-Werk Западного вала. Каждый такой объект имел два входа, за которыми располагались ямы, перекрытые бронелистом. Оба входа вели в общий тамбур, который также простреливался через еще одну амбразуру.

Для наглядности приведу план верхнего этажа. Ямы у входных люков обозначены цифрой 22, общий тамбур 16. Серым цветом я обозначил уничтоженные взрывом помещения, среди которых: караульный каземат (17), фильтро-вентиляционный каземат (19), шахта гранатометного бронекупола (21), каземат, фланкирующий входы в бункер (23) и ряд хозяйственных и технических помещений.

Уцелевшие в той или иной степени помещения: пулеметный бронекупол (1), каземат наблюдения с наблюдательным бронекуполом (3), командный центр (4), пункт связи (5), артиллерийский наблюдательный бронекупол (6), огнеметный каземат (11), лестница на нижний уровень (12)  а также несколько технических помещений и помещений для личного состава.

10. Теперь посмотрим на сохранившуюся часть (точней частично сохранившуюся часть) верхнего уровня бункера. В центре снимка можно заметить закрытое сетчатой дверью помещение.

11. За сеткой находится сильно поврежденное помещение огнеметного каземата и часть ствола огнемета. В банке находится оригинальная горючая смесь для огнемета.

Крепостной огнемет был предназначен для защиты крыши объекта, в случае проникновения на нее солдат противника а также для ближней обороны бункера. Управление огнеметной установкой было полностью электрическим, но в случае пропажи напряжения был предусмотрен также ручной вариант. За один раз огнемет извергал 120 литров огненной смеси, распыляя ее через специальное сопло и превращая сотни кубометров пространства в заданном направлении в огненную геенну. Затем ему требовалась двухминутная пауза для зарядки новой смеси. Запасов горючего хватало на 20 зарядов а дальность действия огнемета составляла 60-80 метров. Установка располагалась на двух уровнях, ее схема представлена на рисунке:

12. Идем дальше. Так выглядит частично восстановленное помещение нижнего уровня одной из двух пулеметных бронебашень модели 20Р7 — основных орудий бункера.

13. Все бронебашни, содержащие десятки тонн металла, были извлечены с объекта в послевонное время перед тем, как бункер был взорван. Сегодня на их месте кирпично-бетонные муляжи.

Разработаны шестиамбразурные башни типа 20Р7 были немецким концерном Krupp и изготовлены из высокопрочной стали. Одна такая башня стоила 82 000 рейхсмарок (на сегодняшний день около 420 000 евро). Можно себе представить в какую сумму обошлось сооружение линии Зигфрида, ведь таких объектов было 32 и каждый имел по две башни. Экипаж башни состоял из пяти человек: командира и четырех стрелков. Командир наблюдал из перископа, установленного на крыше башни за обстановкой вокруг и командовал огнем. Внутри башни были размещены два пулемета MG34, которые могли свободно переставляться из одной амбразуры в другую, но при этом не могли занимать одновременно две соседних амбразуры. Между ними должен был всегда быть минимальный промежуток — одна амбразура. Толщина брони башни составляла 255 мм. Башни этого типа также использовались на Восточном и Атлантическом валу — двух крупных оборонительных линий Третьего рейха, всего их было изготовлено более 800 штук.

В уничтоженной части бункера располагался еще один бронекупол для 50-мм крепостного миномета М 19, чьей задачей была ближняя оборона панцерверка. Дальнобойность миномета составляла 20-600 метров при скорострельности 120 выстрелов в минуту. Схема минометного бронекупола представлена на рисунке.

14. На снимке можно заметить многочисленные последствия взрыва 1947 года, в частности покосившийся и провалившийся внутрь бункера потолок.

15. Комната для размещения личного состава — единственное полностью восстановленное помещение в бункере.

16. Объект был оборудован принудительной системой вентиляции, в которой воздух нагнетался внутрь воздушными насосами, при необходимости проходя через фву. Таким образом внутри бункера поддерживалось избыточное давление, что препятствовало проникновению внутрь отравляющих газов. На случай пропажи напряжения в сети, во многих местах внутри бункера были размещены резервные фву с ручным приводом, одну из которых вы видите на фото.

17. Лестница на нижний уровень, за которой видна разрушенная часть бункера. Слева от коридора находятся помещения командного центра и пункта связи.

18. Помещение командного центра не пострадало от взрыва, но внутри все равно пустота.

19. Из командного центра можно попасть в наблюдательный каземат, который когда то был оборудован конусообразным наблюдательным бронеколпаком типа Typ 90P9.

Толщина брони этого небольшого бронекупола составляла 120 мм. В куполе было пять прорезей для кругового наблюдения и два оптических прибора. Так выглядело место наблюдателя до взрыва бункера:

20. Так оно выглядит в настоящее время.

21. В конце коридора расположено еще одно помещение, в котором размещался личный состав. Это помещение находится возле разрушенной части бункера и тоже повреждено взрывом.

22. К помещению примыкает нижний уровень артиллерийской наблюдательной бронебашни типа 21P7, которая была предназначена для размещения артиллерийских наблюдателей с оптическими дальномерными приборами. Таким образом бункер мог использоваться также для наводки и корректировки огня артиллерии. В отличии от пулеметной башни, башня 21Р7 не имела амбразур, только отверстия для приборов наблюдения и перископа. Наличием этой башни B-Werk Katzenkopf отличался от типового проекта, согласно которому подобное сооружение оснащалось двумя одинаковыми шестиамбразурными пулеметными башнями. Этот панцерверк тоже имел две пулеметные башни, но вторая была расположена отдаленно и связывалась с бункером подземной потерной.

23. От артиллерийской наблюдательной башни до настоящего времени не сохранилось совершенно ничего.

24. Остальные помещения верхнего уровня уничтожены взрывом. Спускаемся на нижний уровень.

25. Нижний уровень должен быть поинтересней, так как он от взрыва не пострадал.

На нижнем уровне сооружения располагались: склады боеприпасов (24, 25, 40), кухня (27) с продовольственным складом (28), казармы для личного состава, оборудованные аварийными выходами на поверхность (29, 31), нижний уровень огнеметной установки (32), лестница ведущая в систему потерн (33), склад топлива для дизель-генераторов (34), туалеты (36) и душевая (37), лазарет (38), машинный зал с двумя дизель-генераторными установками (39) и резервуар с запасом воды (41).

Посмотрим теперь, что от этого всего осталось.

26. В коридоре (35) расположен скоб-трап, ведущий в одно из помещений верхнего уровня.

27. Слегка пострадавшее от взрыва помещение лазарета.

28. В конце коридора располагался один из скадов для хранения боеприпасов, через стенку от которого находилось машинное отделение с двумя дизель-генераторными установками.

29. Бункер получал электричество от внешней сети, дизель-генераторы служили лишь резервным источником электроэнергии в случае пропажи напряжения в силовом кабеле. Мощность каждого из двух четырехцилиндровых дизельных моторов составляла 38 л.с. Помимо освещения, электроэнергия была необходима для электроприводов системы вентиляции, резисторов отопления, которое было электрическим (при этом дополнялось обычными буржуйками). Полностью электрическим было и кухонное оборудование.

30. Дизель-генераторное помещение тоже хранит следы взрыва. От оборудования практически ничего не сохранилось.

31. Склад боеприпасов.

32. Остатки душевой комнаты.

33. Туалеты.

34. Канализационное оборудование.

35. В этом помещении (34) хранился запас топлива для дизельных двигателей в размере 17 000 литров, с рассчетом на месячную автономию.

36. Перемещаемся во второй коридор (30) подземного уровня.

37. Тут тоже видны следы разрушений от взрыва. Переход на верхний уровень через скоб-трап тут замурован

38. Одна из двух комнат подземного уровня, в которой размещались кровати для отдыха личного состава (29). В углу комнаты стоят два оригинальных фильтра от фильтро-вентиляционной установки объекта. Всего бункер располагал шестью такими фильтрами на случай газовой атаки. За решетчатой дверью находится аварийный выход на поверхность. Изначально он имел совершенно другую конструкцию, но в рамках восстановления бункера в качестве музея, был переделан, чтобы соответствовать современным нормам безопасности. Он же виден снаружи на фото 03.

39. В бывших складских помещениях для боеприпасов размещены скромные экспозиции, призванные компенсировать царящую вокруг пустоту.

40. Информационные стенды рассказывают о событиях 75-летней давности.

41. Помещение кухни, от оборудования которой сохранилась лишь раковина. К кухне примыкает склад для хранение продуктов.

42. Второе из двух помещений для отдыха личного состава. Каждое помещение имело восемнадцать спальных мест на которых солдаты спали по очереди по сменам. Всего гарнизон бункера насчитывал 84 человека. Такие кровати, как на этом снимке, были типичными для всех бункеров линии Зигфрида от самых мелких до B-Werke.

43. В этой комнате также находится один из аварийных выходов на поверхность. Он имел конструкцию, благодаря которой проникнуть внутрь объекта с поверхности было невозможно. D-образный ствол аварийного выхода, ведущий на крышу бункера со скоб-трапом внутри был засыпан песком. Если возникала потребность покинуть бункер через аварийный выход, выдергивались клинья, блокирующие задвижки внутри ствола и песок высыпался внутрь бункера, освобождая выход наверх. Примерно такая же конструкция аварийного выхода применялась в форте Шоненбург на линии Мажино, только там был гравий вместо песка и он высыпался не внутрь форта, а в полость внутри ствола.

На этом осмотр нижнего уровня закончен. Все, что я описал до этого момента было типичным для всех 32-х построенных Panzerwerke, отличия заключались лишь в деталях. Но B-Werk Katzenkopf имел интересную особенность, которая существенно отличала его от типового проекта, а именно дополнительный третий уровень, расположенный глубже основного сооружения.

На приведенной ниже схеме отчетливо видна структура бункера и нижний подземный уровень, расположенный на глубине двадцати пяти метров (на схеме масштаб не соблюден).

44. Вниз ведет такая вот лесенка.

45. Это, пожалуй, наиболее интересная часть бункера и самая масштабная. Таких просторов нет больше нигде внутри объекта.

46. Изначально планировалось соединить потерной этот панцерверк с панцерверком Нимсберг, расположенным в километре от него. Планы подразумевали прокладку электрической узкоколейки между обоими сооружениями. Таким образом оба панцерверка могли бы образовать нечто похожее на форты линии Мажино или объекты Восточного вала. Но в 1940 году Германия захватила Францию, Бельгию и Люксембург и потребность в Западном вале отпала, все строительные работы на оборонительной линии были прекращены в том числе остановилось строительство этой потерны.

47. В сторону от лестничной клетки расходятся две потерны, расположенные друг к другу под прямым углом. Та, что крупней должна была соединить оба панцерверка. Та, что поменьше, ведет к боевому блоку, расположенному в стороне от основного сооружения и состоящего из пулеметной башни и аварийного выхода.

Схема подземного уровня бункера:

48. Сперва я направился вдоль той потерны, что поменьше. Ее длина составляет 75 метров.

49. Завершается потерна караульным казематом, прикрывающим подход к боевому блоку. Бронедверь отсутствует, как впрочем все бронедвери на объекте.

50. Внутри караульного каземата находится амбразура, из которой простреливался тоннель и устройство для ручной вентиляции каземата в случае выхода из строя или остановки электрической системы вентиляции бункера.

51. Так выглядит аппарат для ручной вентиляции каземата. Подобные устройства были установлены во всех важных точках бункера.

52. Тут же находится лестница, ведущая в боевой блок.

53. Поднявшись по лестнице попадаем на нижний уровень . В стене расположен портал аварийного выхода, имеющий типичную для таких объектов конструкцию. Через отверстие в потолке осуществлялся подъем в пулеметную бронебашню. Эта башня была стандартной шестиамбразурной типа 20Р7, точно такой же, что установлена в главном корпусе. На стене можно заметить крепления для трех кроватей — в этом помещении размещался расчет башни.

54. Сама башня была демонтирована, как и остальные бронекупола объекта сразу после окончания войны. Сейчас тут также сооружен бетонный муляж.

Еще раз как это выглядело в оригинале:

55. Больше смотреть тут нечего, возвращаемся обратно к развилке.

56. По пути встречается такой вот проем в потерне. Видимо, в планах было пополнение объекта еще одним боевым блоком, либо же к системе должны были подсоединить один из мелких бункеров, расположенных на этой горе. Сейчас уже этого не узнать.

57. Красиво.

58. Высота потолка основной потерны составляет 3,5 метра. После тесных внутренних помещений панцерверка эта подземная локация кажется просто огромной.

59. Внутри недостроенной главной потерны расположена экспозиция различных авиабомб и снарядов Второй мировой войны, найденных в регионе. На стене висят информационные таблички, рассказывающие историю объекта и линии Зигфрида в целом.

60. Тут в стене находится еще один проем (слева на фото) аналогичный виденному нами в соседней потерне. Но в отличии от того проема, что расположен в потерне, ведущей к бронебашне, назначение этого известно. В пятидесяти метрах под бункером расположен железнодорожный тоннель. В то время, когда начали строить эту потерну для объединения обоих панцерверков, были планы соединить подземную систему ходов с железнодорожным тоннелем, что находится под бункером. Таким образом можно было совершенно незаметно подвозить в оба бункера по железной дороге боеприпасы и прочую аммуницию. Планам этим не суждено было сбыться по причинам описанным выше.

61. В конце потерны находится небольшой каземат водоснабжения. Внутри расположена скважина, глубиной 120 метров и мощный электрический насос, закачивающий воду из скважины в водопровод бункера.

62. В том месте, где потерна обрывается, сооружена небольшая диорама, не имеющая отношение к бункеру.

63. Насос бункерного водопровода сохранился в относительно неплохом состоянии.

64. На стене висят остатки какого-то электрооборудования.

65. Осмотр объекта подошел к концу и мы направляемся к выходу.

Под конец пару слов об истории этого сооружения. Боевое дежурство на объекте началось в августе 1939 года и продлилось до мая 1940-го, когда была захвачена Франция. Служба на объекте длилась от четырех до шести недель, после чего гарнизон уходил на ротацию. После захвата Франции боевое дежурство в бункере было отменено, объект был полностью разоружен и для поддержания в исправности технических систем в нем оставили лишь одного солдата, присматривающего за объектом.

В декабре 1944 года поступил приказ, подготовить бункер к бою и заселить в него гарнизон. Но из-за острой нехватки людей удалось собрать лишь 7 солдат Вермахта и 45 человек из Гитлерюгенда, возрастом 14-16 лет. В январе к деревушке Иррель подошли американские войска и начали мощные артобстрелы деревни и окрестностей, продолжающиеся несколько недель. В феврале американцы принялись за оба панцерверка, нанеся по объектам многочисленные авиа- и артиллерийские удары. Деморализованный гарнизон панцерверка ночью покинул объект через аварийный выход и вошедшие внутрь американцы не обнаружили там совершенно никого, после чего они взорвали входы в бункер, чтобы им никто не смог воспользоваться, а в 1947 году в рамках демилитаризации Германии с бункера был снят весь металл а сам бункер был взорван и засыпан грунтом. В этом состоянии он и пробыл около тридцати лет, пока в 1976 году за его восстановление не взялась местная добровольческая пожарная команда, проделавшая титанический труд, чтобы сделать объект доступным для посетителей.

Оцените статью

Комментарии закрыты.

  1. дмитрий

    интересно бы про подземную жд дорогу или про тоннель.что там.отличная статья.спасибо.