Как устроен стокгольмский метрополитен

Инженерия

Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро — одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро прежде всего известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа «cамые необычные метрополитены мира».

Сегодня я хочу подробно рассказать о метро Стокгольма, туннельбане, как его здесь называют.

IMGP7938_res1000


Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем. В данное время в приоритете возрождение трамвая и окончание строительства нового железнодорожного туннеля, но это уже совсем другая история.

Номинально стокгольмское метро состоит из трех линий: красной, зеленой и синей, но фактически каждая ветка имеет разветвления, так что при желании можно обозначить на схеме минимум 7 линий. Метро для Стокгольма это все, это самый важный вид транспорта. Число поездок в год составляет приблизительно 320 миллионов. Тут можно сделать красивое сравнение: количество поездок в стокгольмском метро почти равно количеству поездок на всех видах рельсового транспорта в Швеции: 187 миллионов поездок приходится на железную дорогу и 149 на трамвай, итого 336 миллионов. Сравнение конечно красивое, но оно говорит лишь о том, на сколько сильно централизована современная Швеция. Кстати, Стокгольм единственный шведский город с метро, 2 других основных города — Гётеборг и Мальмё функционируют на трамваях. Стокгольм тоже когда-то был трамвайным городом, с трамвая фактически и началось стокгольмское метро, но это еще одна совсем другая история, о стокгольмском трамвае как-нибудь потом.

Взглянем на схему. Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции из рассказа про новый железнодорожный туннель. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.

01.

На станции T-Centralen (Т означает tunnelbana, то есть центральная станция метро, просто Centralen — это центральный железнодорожный вокзал) сходятся все 3 ветки метро. Плюс к этому, станция связана с пригородными поездами (Pendeltåg) и поездами дальнего следования. Напомню, что население большого Стокгольма составляет больше двух миллионов, на работу в Стокгольм регулярно ездят люди, в том числе, из относительно удаленных городов типа Вестероса, откуда я сам ездил в Сток на работу в свое время. Так что можете представить загруженность этой станции. Общий пассажиропоток, то есть количество людей, которые садятся на этой станции, выходят или делают пересадку, больше 300 000 в день.

Стоит ли говорить, что сфотографировать эту станцию без людей было сложнее всего. По выходным метро работает круглосуточно, этим я и воспользовался. Ночью, кстати, станция ненамного безлюдней, чем днем. Ночью люди гуляют, да и интервалы между поездами легко доходят до получаса, так что ночью людей на платформе как раз ненамного меньше, чем днем. Самое благоприятное время для съемки это где-то в интервале 4-6 часа утра. В это время многие уже разъехались с гулек, а остальные еще не проснулись. Да и интервалы движения уже дневные.

Станция трехуровневая. На двух верхних уровнях пересекаются зеленая и красная ветки, а под ними расположена платформа синей ветки. Гениально решена проблема пересадки между зеленой и красной линиями. На верхней платформе проходят поезда зеленой ветки, следующие в северном направлении, и поезда красной ветки, следующие в южном направлении, на средней платформе наоборот: поезда зеленой ветки южного направления и поезда красной ветки северного. Таким образом, можно совершить пересадку между зеленой и красной ветками в противоположных направлениях просто перейдя по платформе в одной плоскости. Такое решение называется кросплатформенная пересадка. Пересесть с зеленой на красную ветку в одном и том же направлении можно на близлежащих станциях Gamla Stan (старый город) и Slussen (Шлюзовая), на которых платформы разделены на южное и северное направление.

02. Верхний уровень. Средний уровень выглядит точно так же.

03. Нижний уровень — платформа синей линии. Отличительная черта всей синей ветки, благодаря которой стокгольмское метро известно во всем мире, это отделка, точнее ее отсутствие. Все станции синей ветки, за исключением двух, вырублены в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты слоем набрызг-бетона. Дальше лишь дело росписи да освещения и на выходе получаем шедевры!

Кстати о фотосъемке. Фотосъемка запрещена?
Метро всегда вызывает интерес у фотолюбителей и мы с вами научены горьким опытом. При попытке сфотографировать станцию метро в б. СССР мы в который раз узнаем, что метро это режимный и стратегический объект, который без разрешения фотографировать нельзя. Толку от того, что этот пункт из правил давно исчез. Как сказала дежурная на одной из станций в Тбилиси: «В Москве же нельзя в метро фотографировать, значит нигде нельзя!» — и придумайте ответ таким людям, чтобы он на них подействовал. Но у меня хорошие новости! Приезжайте в Стокгольм, у нас метро можно фотографировать сколько угодно и никто вас трогать не будет. А сейчас я заставлю завидовать по-черному тех, кто исподтишка прислонившись с стене пытался получить более-менее четкий снимок в отечественном метро (не понаслышке ведь описываю!): не забудьте штатив, как отправитесь фотографировать туннельбану!

По правилам фотосъемка в метро в личных целях и без специального оборудования разрешена. Главное условие, чтобы вы никому не мешали. Понятия «специальное оборудование» и «никому не мешали» довольно расплывчаты и зависят от настроения ответственного работника. Фотографировать с рук можно в любом случае и неважно какого размера у вас фотоаппарат. Если спросят, а это ну очень маловероятно, ответа «фотографирую для себя» достаточно, на этом разговор закончится. Штатив может вызвать интерес и тут могут быть нюансы. Расскажу про свой случай.,

Фотографирую синюю линию. Самая известная линия, всегда много туристов, работники синих станций точно должны были бы привыкнуть к людям с фотоаппаратами. Я фотографирую эскалаторы, конечно на большом расстоянии, чтобы даже теоретически никому не мешать. Внезапно ко мне подходит молодая девушка. Не знакомиться, а быковать с главной претензией «вы не имеете права меня фотографировать». Я снимаю фотоаппарат со штатива и показываю ей фотографии, на которых людей вообще нету — выдержка то большая! Это аргументом для неё не стало, настроение у человека плохое и она настроена и дальше ругаться. В ходе пререканий выяснилось, что она вообще контролер, билеты проверяет. Я протягиваю ей свой билет, ее это выводит еще больше из себя. В конце концов она позвонила на горячую линию и наябедничала, что я фотографирую тут всех без спросу и мешаю людям. Сказала, что ко мне сейчас подойдут и ушла ждать свой поезд. Я закончил снимать интересующую меня сцену и на прощание спросил вредную девку, не сказала ли горячая линия сколько мне надо ждать. Настроение у неё было окончательно испорчено на весь оставшийся день 🙂

Я продолжил фотографировать другие станции и на очередной заметил, что на определенном расстоянии за мной следует работница MTR (управляющая компания). Только я разложил штатив — сразу здравствуйте. Работница была предельно вежлива и корректна. Сказала, что им пожаловались и они обязаны отреагировать, спросила про разрешение. Я ответил, что в фотографирую в личных целях и оно мне не надо. «Может быть вы и правы, я не знаю», — призналась она и принялась подробно описывать мой фотоаппарат и штатив, позвонив тому, кто знает. В какой-то момент описания стало достаточно, чтобы понять, что я не их клиент и я получил добро продолжать дальше.
— Извини, что так вышло, мы не сильно разбираемся в фототехнике и обязаны реагировать на обращения. Хорошего дня!
— И вам всего хорошего, спасибо!
На этом инцидент был исчерпан. Как видите, синдромом вахтера страдают во всем мире, только где-то живут по законам, а где-то по понятиям.

Метро как искусство.
Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. Разговоры о необходимости художественного оформления станций начались еще до строительства метро. Одним из источников вдохновения были помпезные «сталинские» станции московского метро. В Стокгольме пошли своим путем и украшают станции без помпы, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле. Первой станцией, которая была художественно оформлена, стала T-Centralen. Тогда она состояла только из двух уровней, нижний относящийся к синей ветке появился гораздо позже. Из художественных излишеств — орнаменты из плитки на путевых стенах. Самым плодородным художественным периодом стало десятилетие 1975 -1985, когда была построена синяя линия.

04. Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит «аквариум», в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую!

05. «Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения…» — приблизительно в таком стиле описана эта композиция. Сходите по ссылке, у парня все ок с фантазией 🙂

06. Композиция усилена звуковым сопровождением. Помните звуки, когда нажимаешь на здания и юниты зергов в Старкрафте? Такие же слышны из аквариума.

Искусство на станция метро постоянно развивается и не консервируется в виде на момент постройки станции. Новые художники и идеи постоянно воплощаются в жизнь.

07. Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры.

В Стокгольме есть традиция давать вагонам метро имена. На фото вверху это плохо видно, имя написано сразу над дверью машиниста. Я вам отобрал королевский вагон, Карлом Густавом звать! Здесь полный список имен с кратенькими объяснениями. Все по-шведски, так что спрашивайте в комментариях если гугл непонятно переведет 🙂 Например, есть вагоны с именами участников АББЫ, а имя Мухамед выбрали потому что «это одно из самых распространенных имен в мире».

Синяя линия
Итак, синяя линия. Самая известная и самая молодая, сдавалась в эксплуатацию частями между 1975 и 1985 годами. Одна станция наземная, все остальные подземные. На этой линии есть своя станция-фантом, никогда так и не открытая Kymlinge, которая сейчас законсервирована. Там ничего интересного, просто платформа под эстакадой посреди леса. Откроют станцию, когда построят новый жилмассив вокруг, а это, с учетом стокгольмских реалий, произойдет очень не скоро, если вообще произойдет.

Самая психоделическая станция — Kungsträdgården (Королевский сад). Находится в самом центре города, удобно для туристов. Тут полный трэш — римские скульптуры, стекающие ручьи, атомный потолок и т.д.

08.

09.

10.
IMGP9764_res1000

11. Знаменитая станция Rådhuset. Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют.

12.

13. Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции — «Роза иммигрантам, солидарность и братство». Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто. При этом станция Rinkeby тоже очень красивая.

14.

15. А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии.

16. Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красному цвету. Одна из самых популярных среди туристов и это неудивительно. Красный цвет всегда бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления 🙂
IMGP8475 res 1100

17.

18. Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фэнтези.

19. Вместо того, чтобы закрываться скалу бетоном, как это делали в 60ых, в 70ых решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.

Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые «пещерные» станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они то справляются, но по-моему как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствуем на станциях пещерного типа без них. Надеюсь в будущем эти конструкции с потолка уберут.

20. Mörby centrum — одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций.

Красная линия.
Я бы определил красную линию как срез всего Стокгольмского метро. Это самая разнообразная линия, на которой можно найти станции всех типов, что есть в Стокгольме. Вся линия, 36 станций были построены за 14 лет, с 1964 по 1978 г. Неплохой темп, учитывая, что параллельно строилась новая синяя линия и продлевалась зеленая. Могли же, когда хотели! Сейчас, по-моему, только в Китае быстро строят метро. В Киеве 3 недавние станции лет 5 мучили…

Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты.

21. Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены.

22. Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит «Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать». Нет такого пункта? А жаль…

СН6 один из, грубо говоря, двух типов поездов стокгольмской подземки. Сейчас встречаются только на красной линии и к 2017 году должны быть полностью заменены на новые составы. Производились с 1970 по 1974 год в Hägglund шведской фирмой ASEA, которая потом слилась со швейцарцами и получилась ABB. Если я не ошибаюсь, то ничем кроме энергетики они сейчас не занимается. Был такой период в истории, когда шведы производили все от подводных лодок до стиральных машин. Эх, было бы шведюков хотя бы миллионов 30, был бы еще один промышленный монстр как Германия, а так не выдержали конкуренции. Но вернемся к нашим вагонам, которые в начале 90ых были модернизированы и ходят сейчас плавно и тихо, можно спокойно разговаривать по телефону даже когда поезд разгоняется. В составе 8 вагонов.

23. Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного.

24. Станция Tekniska högskolan (Политехнический университет).

25. Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. Этот прекрасный символ не всегда был «гордым знаменем пропаганды гомосятины». В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой!
IMGP7938_res1000

26. Выйдем из-под земли. Не все стокгольмские станции шедевры и неповторимы. Axelsberg — одна из многих типичных наземных станций.

27. Или Bredäng.

28. Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит!

29. Опять мерзкий подвесной потолок в сеточку, значит ранняя станция пещерного типа, и к Википедии не ходи!

30. Zinkensdamm — подземная станция полностью закованная в бетон.

31. Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: «Пингвин держит куб на животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает станции особый характер». Сложно не согласиться с автором 🙂

32. Mariatorget из той же серии. Что мне нравится, ну прям очень-очень нравится, так это отсутствие дешевых материалов в отделке. Никакого пластика или вагонки, только дерево, металл, стекло и бетон. Без мрамора, но со вкусом. Кстати, вы наверное уже заметили как много лавочек. Лавочка это не декоративный элемент, а чтобы посидеть и удобно дождаться поезда. Независимо от оформления станции почти все лавочки одинаковые и, что очень важно, деревянные!

33. Синяя станция Duvbo. Зря думали, что пещерные станции будут пугать людей, сейчас все равно никто по сторонам не смотрит, все в айфон тупят.

34. Västra skogen, тоже синяя линия.

35. По тому как в Стокгольме устроены пересадки между разными видами транспорта можно писать учебники. Все сделано на столько грамотно, что вот прям вообще не к чему придраться. Станция Ropsten, отсюда отходит много автобусов и электричка. Станция находится на эстакаде, в конце спуск на перроны электрички, внизу стоят автобусы.

36. Переход между синей и зеленой линиями на Fridhemsplan, красота.

37. Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути — это метро, а посредине — трамвая. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути.

38. Чтобы пересесть с трамвая на метро нужно просто перейти на противоположную сторону платформы, все. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены.

Зеленая линия
Первая линия стокгольмского метро, с неё началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история.

А пока что вернемся в довоенное время, когда активно развивалась трамвайная сеть со скоростными участками. В 1933 году был построен южный туннель для скоростного трамвая. Сейчас это отрезок зеленой линии между станциями Slussen и Skanstull. В 1944 году был готов мост Skanstull, связывающий нынешние Skanstull и Gullmarsplan. Изначально по нему ходил трамвай, но в проект сразу была заложена возможность перейти на метро в дальнейшем.

Стандарты строительства станций для скоростного трамвая и метро, конечно, отличаются. Среди прочего, ширина платформы значительно меньше в случае трамвая чем в случае метро. Станции Medborgarplatsen и Skanstull необычно узкие по сравнению со всеми остальными. Они остались в практически первозданном виде с тех пор когда на них останавливался трамвай.

39. Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull.

40. Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая.

Большинство из 49 зеленых линий наземные и мало отличаются от друг друга. По началу оформлению станций особого внимания не уделяли и сделали все под копирку.

41. Типичная зеленая станция. Это Blåsut, но можно вставить любое другое название 🙂

42. И ночной вид.

43. Farsta. Спальный район может выглядеть вот так.

44. Или вот так, Stureby. Живешь со всеми преимуществами деревни, но в городе и возле метро — красота!

45. Про искусство в метро еще не забыли? Хоть маленькое, но положено. Это тоже Stureby.

46. А вот одна из моих любимых станций — Thorlidsplan. Была построена в 1952 году, ничем не выделялась, а в 1994 ее преобразили в 8ми-битном стиле.

47.

48.

49. Это тоже станция метро, для зайчиков и белочек. Ängbyplan — это далеко не выселки, относительно близко к центру. Стокгольмский рынок жилья очень перегрет, ситуация близка к пузырю, но при этом есть и вот такие станции метро в чистом поле.

50. Hässelby strand — конечная северного направления зеленой линии.

51. Большинство зеленых станций наземные, под землей линия проходит лишь в центральной части города. Станция Hötorget. Кстати, на многих фотографиях можно заметить разбросанный мусор. Не спешите делать вывод, мол грязное метро в Стокгольме. Я фотографировал преимущественно по выходным и ночью, мусор этот остался от гуляющих накануне, а рабочий день уборщиков еще не начался.

52. Убирают хорошо, обычно чисто. И урн много, а могли бі бояться терактов.

53. На Hötorget висят очень красивые указатели.

54. Skarpnäck — самая молодая станция, открыта в 1994 году. На этом экстенсивное развитие метро пока что остановилось.

Билеты.
Чтобы увидеть всю эту красоту достаточно купить 2 билета: билет в Стокгольм и билет на метро.

Вариантов билетов много: от одноразового до годового проездного. Самый выгодный способ оплаты на период краткосрочного визита это resekassa. Нужно купить карточку за 20 крон (сдать ее потом и получить 20 крон обратно, к сожалению, нельзя) и пополнять ее на любую сумму из расчета 25 крон за одну поездку. Одноразовый билет без необходимости покупать карточку стоит 36 крон + он действителен с момента покупки, а не с момента пробивания. Билет един на все виды транспорта. Все станции метро входят в зону А (всего зон 3).

55.

От зайцев защищают вот такие турникеты и редкие контролеры. Как-то раз фотографировал я станции зеленой линии и уже возвращался домой, когда в поезд зашли контролеры. Это был первый и последний раз за время фотосъемок, когда я попал на контроль. Всегда до и после этого ездил по проездному, но именно в тот день проездного у меня не было и в метро я зашел по последним 25ти кронам с resekass’ы. Зашел я утром, а на контроль попал через 4 часа.

Напомню, что билет действителен 75 минут. Толку, что я не покидал пределы метро за это время, на выходе пробивать билет не надо и технически увидеть, что я не покидал пределы метро невозможно. Я сказал как было, что зашел в метро 4 часа назад и не выходил с тех пор, приготовился спорить и показывать фотографии на фотоаппарате в качестве доказательства, но это не понадобилось. Контролер мне не поверил, но выписывать штраф не стал. А штраф то нехилый — 1200 крон, почти 150 евро.

56.

В стокгольмском метро есть еще много интересного, каждую станцию можно рассматривать подолгу.

Оцените статью

Комментарии закрыты.

  1. Аноним

    Хороший репортаж, со знанием дела и подробностей, но уж очень устаревший. Уже и железнодорожная хорда построена и используется, и новые станции метро строятся.