Как устроен тоннель под Эльбой

Инженерия

В конце января прогуливались с друзьями по Гамбургу. И решили спуститься в очень необычное место – Старый тоннель под Эльбой (нем. Alter Elbtunnel, ранее назывался Sankt Pauli-Elbtunnel).
Как устроен тоннель под Эльбой

426-и метровый туннель связывает центр города с районом Штайнвердер, находящимся на другом берегу Эльбы. Туннель находится на глубине 24 метра и, несмотря на то, что ему практически 100 лет, он до сих пор функционирует. Ежегодно через него проезжают около 300 тыс. автомобилей, 60 тыс. велосипедистов и проходят около 700 тыс. пешеходов. И самое необычное то, что у этого туннеля нет подъездных путей и развязок, попасть в него можно только на лифтах.

Как устроен тоннель под Эльбой

Для пешеходов есть ещё и лестница.

Как устроен тоннель под Эльбой

В 1907 году началось строительство тоннеля по проекту инженера Людвига Вендемута. Руководство строительством осуществлял Отто Штокхаузен. Проходческий щит представлял собой отрезок трубы диаметром 6 метров, равным внешнему диаметру тоннеля. Щит подавался вперёд с помощью домкратов, грунт извлекался наружу, стены тоннеля позади щита сразу же бетонировали. Для того, чтобы в штольню не проникала вода, в ней постоянно поддерживалось повышенное давление воздуха. По этой причине ряд рабочих были подвержены кесонной болезни, трое из них погибли, несколько сотен серьёзно пострадали.

Как устроен тоннель под Эльбой

К 1911 году работы были завершены. Всего на строительство тоннеля было нанято 4400 работников. Общая стоимость сооружения составила 10,7 миллионов золотых марок. Однако несмотря на огромную стоимость, тоннель доказал свою экономическую эффективность. Имея пропускную способность до 14 тысяч человек в час, он в течение нескольких десятков лет переправлял на противоположный берег 20 миллионов человек ежегодно.

Как устроен тоннель под Эльбой

Лишь в 1970-е годы с введением в строй нового восьмиполосного автомобильного тоннеля под Эльбой значение старого тоннеля стало уменьшаться и перешло скорее в инженерно-историческую плоскость. Примерно в это же время, благодаря контейнерным перевозкам и автоматизации логистического процесса стало уменьшаться количество докеров.

Как устроен тоннель под Эльбой

Тем не менее, и в настоящее время тоннель выполняет транспортную функцию. Ежегодно с его помощью Эльбу пересекает 220 тысяч автомобилей, 60 тысяч велосипедов, 700 тысяч пешеходов. Для автомобилей (ширина которых не должна превышать 1,9 метра) тоннель открыт в дневное время по будням, стоимость проезда составляет 2 евро; для пешеходов и велосипедистов тоннель работает круглосуточно и бесплатно.

С 2003 года сооружение находится под охраной государства как историко-культурный памятник. 7 сентября 2011 года — к столетию со дня открытия тоннеля — он был признан «историческим символом инженерно-строительного искусства Германии». В таковом качестве тоннель играет роль не только транспортного сооружения, но и объекта культуры. Ежегодно в последнее воскресенье января проводится марафонский забег, участники которого должны пересечь Эльбу по тоннелю в общей сложности 48 раз. В мае-июне в тоннеле организуется выставка современного искусства ElbArt. В честь столетнего юбилея Старого тоннеля министерство финансов Германии выпустило памятную серебряную монету 10 евро.

Как устроен тоннель под Эльбой

Тоннель длиной 426,5 метров состоит из двух параллельных ходов внутренним диаметром 4,8 метров каждый. Он изначально проектировался не только как пешеходный, но также для перемещения автомобилей (которых в начале XX века было не так уж много) и конных экипажей. В связи с этим высота тоннеля сделана достаточной для того, чтобы кучер мог размахнуться хлыстом. Потолок тоннеля первоначально находился на 18 метров ниже уровня воды и в трёх метрах от дна Эльбы. Когда в 1980-ых годах проводились работы по углублению фарватера, расстояние от тоннеля до дна реки сократилось до одного метра, и свод тоннеля был дополнительно укреплён железобетонными плитами.

Как устроен тоннель под Эльбой

Отличительной особенностью Старого Гамбургского тоннеля является отсутствие подъездных путей — люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. В этих целях каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми и двумя пассажирскими подъёмниками, функционировавшими без замены более 90 лет. Лишь в 2000-ых годах в ходе реконструкции несущие конструкции подъёмников были заменены. Каждый из грузовых подъёмников рассчитан на перемещение одного автомобиля длиной до 9 метров и массой до 10 тонн. Пешеходы могут также спуститься в тоннель по лестницам, пристроенным вдоль стен подъёмных шахт.

Как устроен тоннель под Эльбой

Велосипедисты и обычные пешеходы могут пользоваться туннелем совершенно бесплатно и круглосуточно. А автомобилистам приходится платить около 2 евро за спуск, проезд и подъём. Можно купить абонемент за 45 евро на месяц или 450 евро на год. Здесь пройдёт не любой автомобиль. Ширина кузова должна быть не более 1,9 метра.

Как устроен тоннель под Эльбой

Для того чтобы автомобилисты сильно не разгонялись, здесь лежат полицейские.

Как устроен тоннель под Эльбой

Туннель на всём протяжении отделан керамической плиткой. Для того чтобы подтёки воды было легко обнаружить, поверх плитки нанесена ещё и плёнка.

Как устроен тоннель под Эльбой

Для циркуляции воздуха здесь установлены специальные турбины.

Как устроен тоннель под Эльбой

Так выглядит въезд в туннель на левом берегу Эльбы.

Как устроен тоннель под Эльбой

А «старым» туннель стали называть после того, как построили в 1975 году современный Новый туннель западнее от центра. Сегодня я специально съездил туда и сделал фотографию.

Как устроен тоннель под Эльбой

Вообще тоннель состоит из двух частей, так называемых тоннельных «труб». Сейчас одна на ремонте, поэтому автомобили до обеда могут проезжать в одном направлении, а после обеда в другом.

Как устроен тоннель под Эльбой

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Как устроен тоннель под Эльбой

Оцените статью

Комментарии закрыты.

  1. Аноним

    Был здесь. Действительно. Это чудо техники и инженерной мысли, которое функционирует более 100 лет. Спасибо за пост