Как устроен тренажерный комплекс «Кабина машиниста электровоза ЭП1М»

Техника

У каждого из нас была, ну или есть, мечта. Но вот детские… Это из той области, что “сейчас я мог её исполнить, но это уже не то, вот если бы тогда, в детстве…” Я в детстве хотел… даже, очень хотел, немецкую железную дорогу. Что бы понять что это, и что ЭТО значило для ребёнка, надо было родиться, самое позднее начало-середина 80х. Может быть это, в какой-то мере и предопределило выбор профессии, а может и нет. Да и не в этом дело. Когда мне предложили сменить на время специфику работы и поуправлять вот этим:

36481

Как вы думаете, что я мог ответить?!

На самом деле, как не печально, у меня нет необходимой квалификации для управления таким вот продуктом инженерной мысли, потому и пошёл я не в депо, а в Научный Клинический Центр ОАО «РЖД», ведь именно тут установлен тренажерный комплекс «Кабина машиниста электровоза ЭП1М»

На проходной Центра меня встретил… А вот не догадаетесь кто. Меня встретил кондуктор из “Полярного экспресса”. Ага, вот такой. Только более улыбчивый и в белом халате, с скромной надписью на бэйдже “Евгений. Врач-экзекутор”

Я понял – отступать некуда. Будем кататься. Буквально через десять минут прибыла группа поддержки в виде Виктора  и я уже осознал, что теперь точно сбежать не получится.
Сам тренажёрный комплекс состоит из двух помещений. Первое это “рулевая рубка” где машинист-инструктор моделирует различные ситуации, и смотрит на реакцию машиниста.
Тут четыре монитора. Справа – налево.
1) то что видит машинист из кабины
2) в кабине установлена пара камер, которые пишут картинку. Стажер ведёт локомотив под контролем и чутким руководством второго “врача экзекутора”, машиниста-инструктора Михаила Абеля, хотя я бы назвал его экзорцистом за умение изгоднять “левых духов” из шайтан-машина
3) план – профиль пути. Показания светофоров и прочее.

DSC04274

А четвёртый монитор – самый интересный. Тут делают всякие “бяки”. И соответственно видны все нарушения

В тренажере смоделирован вымышленный участок пути с переменным профилем протяжённостью 313 км. Для проведения различных экспериментов имеется возможность задать более 30 неисправностей начиная с АЛСН (негорящие проходные светофоры, сбой кодов на локомотивном светофоре и т.д.) до отказов в пневмооборудовании поезда. Во время проведения исследования ведется запись параметров движения поезда и ошибочных действий машиниста с последующей классификацией ошибок по степени их влияния на безопасность движения.

DSC04275

Ну что? Поехали?

DSC04270

За обычной дверью – святая-святых. Вот она кабина. Вид сверху.
Тренажерный комплекс имеет высокую степень погружения в виртуальную реальность, до 93-95%. Параболический экран размерами 6 на 6 метров, установленный перед кабиной, и четыре широкоугольных проектора позволяют создать оптическую иллюзию трехмерного изображения в кабине. В качестве боковых окон используются широкоформатные LCD мониторы. Динамическое кресло машиниста позволяет ощутить динамику ведения поезда. В модель тренажера заложена возможность динамических изменений времени суток и различных погодных условий. В тренажере смоделирован вымышленный участок пути с переменным профилем протяжённостью 313

DSC04269

В кабину, кататься. Да, текстуры не 3D и даже не фотографии, но… буквально через пару минут ты об этом забываешь и…  И понимаешь, что ты в кабине поезда который везёт тебя… Ну как минимум в лето, судя по текстурам, а вот по ощущениям в “светлое будущее”. Хотя нет. В “детское прошлое” Я помню это Подмосковье, с такими домишками, микрорайонами, деревьями, столбами. Хочется остановиться, выйти…
“…на дальней станции сойду, трава по пояс,
зайду в траву, как в море босиком…”

DSC04250

Михаил объясняет, Виктор снимает, а я сижу на месте помошника и то свисток, то тифон. Ну прелесть же.
Кстати, через пару минут начинаешь испытывать “синдром стоящего эскалатора”, ну это когда ты наступаешь на стоящий эскалатор, а тело “компенсирует” движение которого нет. Так и тут, тренажёр входит в кривую, и все стоящие наклоняются компенсируя поворот. И ещё. Вестибулярный аппарат сходит с ума. Ты смотришь в лобовое – картинка движется, всё нормально. Но стоит тебе встать, приподнятся, то… Это же картинка из проектора. Она не меняется по вертикали и это выбешивает вестибулярный аппарат. Я потом часов пять ещё отходил. Но это просто с непривычки.

DSC04258

Виктор  садится за контроллер.
– Вить, руку на кран положи
Судя по улыбке – счастье есть.
“Поезд едет, едет, сквозь летнюю равнину…”

DSC04263

Вот так. Это не Ёжик. У меня пульт в три раза меньше.  А тут столько всего интересного и непонятного.

DSC04264

– Твою маааать!!! Тормози, тормозииии. Остановимся?
– Должны. Хотя хрен его знает
Остановились… Ощущения непередаваемые когда ты видишь, что состав летит в хвост впереди стоящего.

DSC04260

Дальше моя очередь. Блин, непривычно как. Ага. В ход с выбиваением всего что можно выбить. Это не Ёжик. Тут надо ласково. Михаил ухмыляясь цитирует Ковбоя Марльборо
“Контроллер, Харли, это не…” нуу… дальше по тексту.

DSC04285

Внезапно, справа в лобовое хлопнула рука. Никому кирпичей на дачку не надо? У меня остались. А эти шутники ржут. Нет, тренажёр реально погружает в мир железной дороги. Кресло подпрыгивает на стрелках, наклоняется в кривых, фоном бубнит рация, шум двигателей меняется от режима вождения. Да и не только шум двигателей. Все шумы, включая компрессоры, вентиляторы…
Вот он, “врач-экзекутор” Евгений Ким, собственной персоной. Нет, ну кондуктор-же, из Полярного экспресса

DSC04276

Солнышко садится. Виктор убежал на смену, а мы поехали дальше.
– Жень, мне тьма на работе надоела. Сделай день, а?
– Не вопрос
Пальцы выбивают дробь на планшете и вот опять 12 часов дня. Солнечно.

DSC04287

Поезд едет, подпрыгивая на стрелках. Неторопливая беседа. Пока светофоры не начали перекрываться в обратную сторону, а КЛУБ (комплекс локомотивных устройств безопасности) не заорал дуром. Всё на себя, да куда там. Лобовое. Белые руки на контроллере, сердце бухает, всё внутри сжалось в ожидании удара. Да, это тренажёр, но как-то об этом забываешь. Жуть в общем. Кирпичей уже на домик хватит.

DSC04293

А потом мы просто ехали, разговаривали. Ну км 200 я точно махнул в охотку. Не поверите, просто отдохнул душой. Снял стресс. И как-то жить и работать захотелось.
Зачем РЖД такой тренажёр? Это не тренажёр, на котором учат ездить и “выходить из случаев”, хотя это тоже возможно. Это серьёзный прибор позволяющий проводить испытания, которые в реальной жизни невозможно воссоздать. Нет, ну представьте, накормить машиниста пассажирского (или даже грузового поезда) успокаивающим средством и посмотреть, уснёт он за контроллером или нет?

В Научном клиническом центре имеется возможность смоделировать дневную или ночную рабочую смену машиниста локомотива, включающую в себя предрейсовый медицинский осмотр, психофизиологическое обследование, междусменный отдых, а также использовать в ходе исследований различные медицинские приборы (электроэнцефалограф, суточный монитор артериального давления и др.), применение которых во время реальной поездной работы локомотивных бригад на железной дороге не представляется возможным.Помимо этого с помощью тренажёрного комплекса можно производить обучение и проверку навыков управления локомотивом у выпускников дорожно-технических школ и других железнодорожных учебных заведений.При помощи данного тренажера был проведен ряд исследований. В ходе экспертно-инструментальной проверки эффективности работы ТСКБМ (телемеханической системы контроля бодрствования машиниста) была доказана эффективность данной системы и её соответствие поставленным задачам – не допустить засыпания машиниста во время поездки.С помощью тренажёрного комплекса были проведены лабораторные исследования второго этапа научной работы, посвящённой разработке методических рекомендаций по профилактике утомления и сохранению профессиональной работоспособности в процессе трудовой деятельности работников локомотивных бригад ОАО «РЖД». В ходе данного этапа были получены данные, позволяющие оценить динамику функционального состояния машинистов при работе в дневные и ночные смены.Также при помощи тренажёрного комплекса проводится изучение влияния различных лекарственных препаратов на состояние машиниста во время поездки, и другие медицинские и научные исследования.

Блин… Было здорово. Надо напросится ещё раз в гости на чашку кофе.
Ну вот почему нет авиакомпании РЖД? Мечта идиота – попробовать на таком же тренажре, но уже самолёте =) Пока будем мечтать

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Все авторские ролики загружаются на мой канал, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Как устроен тренажерный комплекс «Кабина машиниста электровоза ЭП1М»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий