Когда вы сидите в кресле пассажирского салона самолёта, то сверху над вами видно примерно следующее:
О том, что это не очень важно, и о том, что там внутри есть более важного 🙂 , я и расскажу вам далее…
Вот так видит пассажир то, что находится выше него, когда сидит в салоне самолёта Boeing-737 NG:
Вот тот квадратик снизу (возле светящегося значка сигареты) — это сложенный монитор развлекательной системы.
Сегодня мы этой темы не касаемся.
PSU ( = Passenger Service Unit ) — вот главный герой нашего сегодняшнего рассказа.
Находится такой PSU над каждым рядом кресел, снизу багажной полки.
(модуль обслуживания пассажира — так вроде по-русски получается)
В нижней (по фото) части за решёткой живёт динамик звуковой. Из него транслируется пассажирам информация от пилотов или бортпроводников, а также некоторые сигналы.
Выше него мы наблюдаем раскинувшийся во всю ширину набор удобств для пассажира:
С крайней стороны (одна у окна, и одна — у прохода) — кнопка вызова бортпроводника. На фото — в правом верхнем углу.
При нажатии кнопки загорится сигнальная лампа у проводников, прозвучит приятный мелодичный «донг», и бортпроводник обязательно подойдёт к пассажиру, над которым загорелась лампа.
Иногда эту кнопку пассажиры нажимают вместо другой, находящейся ближе к середине — кнопки включения индивидуального освещения (на ней нарисована лампочка).
Плафон этого освещения виден в левой части фото.
Правее него наблюдаем сосок индивидуальной вентиляции. Его можно направлять в разные стороны, а поворотом за ребристый ободок вокруг оси — регулировать интенсивность обдува.
Ну, и в самом низу — сигнальное табло насчёт пристегнуть ремни. Управляется из кабины пилотов.
Теперь будет интереснее — посмотрим на PSU с изнанки.
После открытия он повисает на специально прикреплённой в США верёвочке:
Пролезть для работы в такую щель неудобно.
Поэтому обычно крючок на верёвочке расцепляется с колечком, и PSU опускается пониже:
Тут уже интереснее.
Оранжевый шланг слева подаёт воздух из системы кондиционирования (может, я вам когда-нибудь и про неё расскажу). Подаёт как раз к индивидуальной вентиляции.
Между них, также три штуки, но с чёрными навершиями — светильники индивидуального освещения.
С левого края, сверху вниз, протянулся модуль управления всей этой электрикой, плюс кнопками и лампами вызова бортпроводников.
Справа в середине — звуковой динамик.
А по остальному мы сейчас пройдёмся тщательнее…
Самолёт обычно летает на высоте, где содержание кислорода очень недостаточно для жизни.
Поэтому, на случай потери возможности обеспечения пассажиров воздухом под нормальным давлением из системы кондиционирования,
в самолёте предусмотрены также кислородные маски для членов экипажа и для пассажиров.
В верхней и нижней (по фото) частях PSU находятся отсеки кислородных масок пассажиров.
Масок в них по две. То есть, на каждый ряд кресел (обычно три штуки) приходится по четыре маски.
Это — запас на случай сидения с ребёнком.
Маски могут выпадать автоматически — при уменьшении давления в салоне до давления на высоте 14.000 футов (примерно 4,5 км). Задолго до этого, начиная с давления, соответствующего 10.000 футов, в кабине пилотов начинает орать сигнализация.
Но — мало ли, — а вдруг дефект, разгерметизация, и всё такое.
В общем, датчик давления воздуха внутри самолёта выдаст сигнал, электрически выпадет вниз дверца, и все маски вывалятся и повиснут на канатиках.
Пилоты также могут принудительно вывалить пассажирские маски, если посчитают это нужным. Выключатель находится на потолочной панели кабины.
Кислород в маски поступает по такому вот серому шлангу, который виден в правом нижнем углу предыдущего фото.
В отличие от пилотов, которые в случае разгерметизации дышат чистым кислородом из своего отдельного баллона, пассажирам не так повезло.
Кислород к ним поступает из химических генераторов:
Вот мы видим, что серая трубочка подсоединена к металлическому цилиндру.
Это и есть Oxygen generator. По одному такому генератору приходится на каждый двойной или тройной блок кресел (то есть, по одному на один PSU).
Генератор вырабатывает кислород в результате химической реакции хлората натрия с железом, и остановить его невозможно.
Длительность его работы, насколько я помню, порядка 15 минут. За которые самолёт должен снизиться до безопасной высоты.
Во время работы генератор может нагреваться до температуры порядка 230 градусов, так что сверху, из района багажных полок, в принципе может слегка дымить. Пугаться этого не надо.
Оранжевая полоска на корпусе генератора чернеет при нагреве и показывает, что генератор использован.
После вываливания и использования масок техникам предстоит весёлая работка по замене или заправке масок и замене отработавших генераторов.
В левой части генератора видно устройство его запуска.
Принцип тут примерно как у ручной гранаты — есть подпружиненый боёк, который удерживается небольшим штырём.
Как только штырь вытащен, боёк ударяет в запал и таким образом инициирует химическую реакцию.
Штырь вытаскивается только чисто механически, никакого электропривода нету.
Тросик от штыря через систему колёсиков соединяется с верёвочками, на которых повисают вывалившиеся кислородные маски:
Так что — если вдруг маски вывалились по всему салону, и вы чувствуете, что давление воздуха ненормальное;
а уж тем более если об этом сказал пилот или бортпроводники по громкой связи,
то надо тянуть маску на себя и надевать.
Тогда натянувшийся её канатик через механизм вытащит предохранительный штырёк, и генератор кислорода над вашей головой заработает.
А кто так не сделает, тому кислорода не дадут.
Такие же химические генераторы с масками установлены над сидениями бортпроводников и в туалетах. Если присмотреться, то там сверху, в потолочных панелях, тоже видны характерные прямоугольные дверки.
Ну, и в конце ещё об одной кислородной мелочи.
Хотя это по документации не относится к пассажирской системе, но было бы странно не упомянуть.
На тот случай, если кому-то из пассажиров плохо дышать, на борту также находятся переносные кислородные баллоны.
Они спрятаны в разных укромных местечках салона.
Баллоны оборудованы лямками для переноски на плече, и к ним также прилагаются кислородные маски, — так что бортпроводники могут перемещаться по всему салону и помогать пассажирам в обычном полёте, не прибегая к химическим генераторам.
Примерно так же устроены пассажирские кислородные системы и на других современных самолётах.