Как устроено сейсмическое судно

Инженерия

Первоначально звуковым источником для морских сейсмических исследований служил динамит. Ввиду его очевидной опасности позже в качестве источника стали использовать пневматические пушки.

Накопление сейсмических данных представляет собой картографию подводной структуры в постоянном поиске гидрокарбонов.
Сначала форма данных была двухмерной. Данные получались с помощью одиночной шланговой сейсмоприемной косой (или же просто – косой, она же стример, от англ. “streamer”) и одного источника сигнала.


Позже был разработан новый метод для трехмерного картографирования. Для этого стремятся установить как можно больше кос-стримеров, для покрытия большой площади, на сколько возможно. Рассматриваемое судно “Вячеслав Тихонов” имеет 8 кос для снятия данных (это не максимальное количество, имеются суда с большим количеством кос).

Метод сбора данных может быть сравнен с очень большим эхолотом. Звуковой сигнал посылается пневмопушкой вниз на морское дно, и затем буксируемый кабель регистрирует отраженные сигналы, которые записываются.

Как устроено сейсмическое судно
Так выглядит судно с выпущенным сейсмическим оборудованием.

Длина одной косы на судне “Вячеслав Тихонов” имеет длину 6,000 метров (именно метров, а не кабельтовых и пр. морских единиц).
Постановка кос в рабочее состояние и их выборка по окончании замеров – дело не быстрое, занимает несколько дней. При этом, как и во время замеров, судно должно следовать строго определенным кусом с фиксированной скоростью (в этом режиме рабочая скорость составляет порядка 5 узлов). Т.к. это довольно сложно и утомительно для человека выдерживать так четко курс и скорость, на судне установлена система динамического позиционирования (DP), которая позволяет выполнять данную задачу автоматически. Навигаторы в основном следят за навигационной обстановкой, устанавливают связь с судами для обеспечения безопасного расхождения и т.п. Радиус поворота в режиме замеров составляет несколько миль, для того, чтобы косы не перепутались. Команда курсом судна задается из сейсмологической лаборатории на судне.

Как устроено сейсмическое судно

Также, для обеспечения безопасного расхождения с другими судами, для предотвращения поврежедения ими буксируемых кос (кстати, стоимость одной косы со всем оборудованием составляет порядка 2 млн. долларов) и прочих вспомогательных задач, в паре с судном работают два судна слежения (по английски – chase boats). Также имеется одно вспомогательное судно для доставки снабжения и экипажа, для бункеровки и прочих вспомогательных задач. Для успешного выполнения этих задач, исследовательское судно должно держать надежную и постоянную связь с судами слежения, своевременно информировать их о своих планах.

Как устроено сейсмическое судно

Как уже было сказано выше, поворот в режиме замеров является довольно сложной задачей. При расстоянии между внешними косами в 800 метров, радиус поворота должен составлять минимум 4,000 метров, увеличивая в плохую погоду до 5,000 метров. При повороте с радиусом в 5 км, скорость поворота должна быть 3 градуса в минуту. При этом необходимо отметить, что на траекторию поворота оказывают сильное влияние погодные условия и состояние моря. При повороте навигаторы ориентируются на положение параванов – буксируемых отводителей кос.

Как устроено сейсмическое судно
Справа на фото просматривается отводитель (бараван, paravane), на первой фотографии его можно видеть закрепленным на борту.

В режиме замеров необходимо следить за дургими судами и просить их покинуть зону не только из-за угрозы столкновения или повреждения кос. При близком прохождении другого судна, особенно большого, теряется качество замеров, т.к. нарушается целостность звукового источника. Поэтому, если не удается договиться с другим судном по каким-либо причинам насчет расхождения на большой дистанции, тогда желательно разойтись ближе и быстрей. Потому как замеры все равно будут нарушены, и необходимо минимизировать время контакта, чтобы сохранить время на замеры.
Отмечено, что при прохождении оффшорных терминалов, где грузятся большие танкера с системой динамического позиционирования, даже на расстоянии 12 миль замеры будут фактически уничтожены, и придется делать повторный заход, когда танкер отойдет от причала.

Если в районе находится другое сейсмологическое судно, то его работа может сказаться на работе нашего судна на расстоянии порядка 80 миль. Поэтому в таких случаях, чтобы не мешать работе друг друга, договариваются о графике проведения измерений. Например, были случаи, когда в Северном море работало одновременно 8 судов.

По заявлению разработчика проекта, фирмы Ulstein, форма корпуса судна, запантентованная как Ulstein X-Bow, совместно с дизель-электрической пропульсивной системой, обеспечивает исключительную эффективность в плане расхода топлива, мореходности и скорости. Однако, несмотря на рекламный ролик, присутствующий на youtube (сравнительная гонка двух корабликов в штормовых условиях), применение концепта конкретно здесь видится не вполне оправданным. Исхожу из чисто практической оценки и своего видения, сугубое ИМХО. А именно: мои весьма скудные познания в гидродинамике корпусов говорят мне, что обводы будут работать на скоростях, близких к полной, но по-любому выше средних. Рабочая скорость данного судна в режиме замеров (основное назначение судна) составляет 4-5 узлов.
Во время моего присутствия на борту, при ходе со скростью 4.5 узла, его довольно неприятно раскачало до 5 градусов крена, при весьма легком волнении моря и ветре 7 м/с. Экипаж же рассказал, при работе в профиле (снятие замеров), с оборудованием за бортом, волна била снизу в нос с подкидыванием этого самого носа, со всеми “вытекающими” последствиями у наименее морестойких членов экипажа.

Гребная установка включает в себя два винта регулируемого шага (ВРШ). Каждый винт приводится во вращение с помощью асинхронного двигателя мощностью 4,800 кВт, регулируемого частотным конвертером с водяным охлаждением. Передача вращения на винт осуществляется через редуктор.

Судно оборудовано носовым и кормовым тоннельными подруливающими устройствами, а также выдвижным азимутальным подруливающим устройством (Compass Thruster) в носовой части.

Длина судна 84 м, ширина 17 м, максимальная осадка 6 м. Дедвейт на максимальной осадке составляет 2,250 т.
Согласно спецификации, скорость судна при нагрузке 100% на каждый винт, при чистом корпусе и спокойной воде, должна составлять примерно 18.5 узлов.

Как устроено сейсмическое судно
Вспомогательное судно осуществляет маневр сближения.

Как устроено сейсмическое судно
Вспомогательное судно швартуется для бункеровочных операций на ходу.

Теперь поднимемся на борт этого странного судна.

Как устроено сейсмическое судно

Вид с носа довольно агрессивный и говорящий о том, что на пути ему лучше не попадаться, не то форштевнем порубает.
Как устроено сейсмическое судно

Швартовная палуба на баке полностью скрыта.
Как устроено сейсмическое судно

Ввиду компактности судна, спасательных шлюпок не имеется. Основное средство спасения – надувные плоты, контейнеры которых расположены по обоим бортам.
Как устроено сейсмическое судно

Жилые помещения расположены в носовой части.

Как устроено сейсмическое судно

Кормовая часть полностью технологическая – на палубе вертолетная площадка, под палубой место для сейсмического оборудования.
Как устроено сейсмическое судно

По обоим бортам расположены отводители, которые разводят сетку сейсмических кос (см. предыдущий пост).
Как устроено сейсмическое судно

Конструктивно это большой поплавок с подводными крыльями.
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно

Так ИКС-нос (X-bow) рассекает водную гладь. Правда, море спокойное и скорость не большая.
Как устроено сейсмическое судно

Через носовые клюзы проведен буксирный конец.
Как устроено сейсмическое судно

Вид на ходовую рубку (навигационный мостик) с палубы полубака.

Как устроено сейсмическое судно

Вид на левое крыло. Мостик имеет закрытые крылья, как для удобства управления судном, так и ввиду ледового класса судна.
Как устроено сейсмическое судно

Т.к. бак полностью закрыт, для обеспечения швартовных операций судно оборудовано откидными площадками.
Как устроено сейсмическое судно

Вид на площадку в убранном состоянии изнутри.
Как устроено сейсмическое судно

Брашпиль, как обычно совмещенный со швартовными лебедками.
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно

Вид сверху на бак.
Как устроено сейсмическое судно

Палуба бака. Прикольный такой балкончик перед мостиком. В принципе, самое большое свободное место на палубе, вот только использовать это практически никак.
Как устроено сейсмическое судно

Мачта современных судов служит для размещения радионавигационного оборудования и ходовых огней.
Как устроено сейсмическое судно

Вид на корму судна.
Как устроено сейсмическое судно

Судно оснащено рабочим катером, для обслуживания сейсмического оборудования за бортом и прочих вспомогательных задач.
Как устроено сейсмическое судно

Такой вид в корму открывается с левого крыла навигационного мостика. С этого места можно полностью управлять движением судна.
Как устроено сейсмическое судно

На палубе мало свободного места. В центре находится кран. Справа по борту (слева на фотке) – помещение пеностанции для тушения вертолетной площадки и того, что на нее вдруг свалилось, если что. Слева находится запасной отводитель в разобранном состоянии.
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно

Вид с вертолетной площадки на надстройку.
Как устроено сейсмическое судно

Вид в корму. Мачта с кормовыми огнями – откидная, как и все ограждение вертолетной площадки. Бортовые края площадки – поднимаемые. Сетка на площадке не растелена, потому как вертолет пока не ожидается.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Из-за висящих по бортам отводителей судно не может просто так пришвартоваться к причалу, поэтому в штатное снабжение входят кранцы. Они также применяются, если другому судну надо подойти к борту, например, для бункеровки (см. предыдущий пост).
Как устроено сейсмическое судно

Грузовой люк на нажнюю палубу.
Как устроено сейсмическое судно

Запасной отводитель занимает много места.
Как устроено сейсмическое судно

Контейнеры с плотиками.
Как устроено сейсмическое судно

Рабочий катер в штатном походном положении. Вид у него довольно веселенький.
Как устроено сейсмическое судно

Осуществляется подъем катера на борт.
Как устроено сейсмическое судно

Хотя судно не оборудовано спасательными шлюпками для экипажа, тем не менее быстроходная шлюпка на борту имеется, основное предназначение – спасение человека за бортом.
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно

Она всегда приспущена в положение готовности для быстрого спуска на воду, если на воде работает рабочий катер…
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно

…чтобы быстро прибыть на помощь при необходимости.
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно
Как устроено сейсмическое судно

Пора заглянуть во внутрь коробочки.

Как устроено сейсмическое судно

Начнем с ходовой рубки aka навигационного мостика, откуда осуществляется управление движением судна.

Основная навигационная панель включает в себя средства управления пропульсивной установкой, посты радаров и электронной картографии, пульты УКВ связи и прочая вспомогательная лабуда.
Как устроено сейсмическое судно

Пульт управления гребными двигателями, коих на борту присутствует аж два (электрические, если что). Винты применяются с изменяемым шагом (ВРШ), левый индикатор показывает шаг винта в процентах, а правый – его обороты. Ручка с набалдашником в верхней части фото – управление азимутальным (это значит, что вращается на 360 градусов) подруливающим устройством. Причем оно выдвижное, и когда не используется, то просто убрано в корпус (точнее, в пределы его обводов 🙂 ).
Как устроено сейсмическое судно

Для лучшего управления судном при различных возможных специфических случаях, на обоих крыльях установлены вспомогательные консоли.
Как устроено сейсмическое судно

На них расположены все необходимые пульты для управления гребной установкой и рулями.
Как устроено сейсмическое судно

Судно оборудовано некоторым количеством водонепроницаемых дверей, пульт управления с сигнализацией их положения находится также на мостике.
Как устроено сейсмическое судно

Т.н. навигационный дисплей (Conning Display). В принципе, вещь может даже и бесполезная, т.к. здесь просто продублированы все основные индикаторы, которые и так имеются на панели, но зато они все сведены в одном месте, которое можно охватить взглядом.

Как устроено сейсмическое судно

Пост управления динамическим позиционированием. На данном судне DP применяется в основном для точного удержания судна при заданной скорости на курсе при сейсмических замерах.

Как устроено сейсмическое судно

Вид на центральную консоль. Бестолковая фишка (имхо, конечно же) судна заключается в том, что нет штурвала. Вообще нет. Даже его какого-то подобия. Не знаю почему. Вопрос управления двумя рулями с одного штурвала давно решен, причина в чем-то другом. Может быть в том, что большую часть времени судно будет работать в режиме динамического позиционирования? Ага, гладко было на бумаге да забыли про овраги.
В результате позиция рулевого абсолютно неудобна. Видите вон те две пипочки справа на фотк, сразу под индикаторми положения перьев рулей? 😉 Вот с них рулями и управляют. Можно по раздельности, а можно с одной пипочки управлять сразу обоими. Управление получается заточенным на левую руку.

Как устроено сейсмическое судно

Здесь штурмана карты раскладывают.
Как устроено сейсмическое судно

Стойка радиооборудования системы ГМССБ. Раскрыт судовой журнал.
Как устроено сейсмическое судно

Панорама на мостик, вид на левый борт. Шикарные панорамные окна (илюминаторами никак не назвать) от палубы до подволока предоставляют великолепный обзор во всех направлениях. Только две трубы позади перекрывают два сектора.
Как устроено сейсмическое судно

Внутренний трап жилых помещений.
Как устроено сейсмическое судно

Помещение для совещаний.
Как устроено сейсмическое судно

Помещение для отдыха. Часть экипажа проживает в довольно тесных двухместных каютах (каждая, впрочем, оснащена отдельным санузлом с душем, в каждой каюте есть доступ к интернету (скорость, конечно, маленькая – спутниковый интернет пока дорогая игрушка), телевизор, подключенный к системе спутникового телевидения, ДВД проигрыватель).
Как устроено сейсмическое судно

Так что здесь все равно народ собирается посмотреть киношку, или просто отвлечься от тесных переборок каюты.
Как устроено сейсмическое судно

Здесь же имеется выгородка для психологической разгрузки 🙂
Как устроено сейсмическое судно

PS2, Xbox, Wii…
Как устроено сейсмическое судно

Коридор жилых помещений. Обзорный илюминатор в судовой офис.
Как устроено сейсмическое судно

А это уже царство сейсмиков. Здесь мало что понимаю, поэтому просто помолчу. 🙂

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Серверная. Внушаить, однако. Особенно, если вспомнить, что это стоит на маленьком кораблике.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Заглянем на палубы с сейсмическим оборудованием. Хм, здесь коробки с мусором попали в кадр – нет, так не всегда. Просто как раз в момент “фотосессии” распаковывали запчасти на сейсмосистемы, еще не убрали.
Как устроено сейсмическое судно

Пошло сейсмическое оборудование. В деталях могу ошибаться.
Лебедки с косами.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Стеллажи с датчиками, которые крепятся на косы.
Как устроено сейсмическое судно

Стеллажи с “птицами”, которые также крепятся на косы. Я не знаю, почему ух назвали птицами, а не рыбами, ведь у них все же аналог плавников, а не крыльев. Назначение птиц – удерживать косу на заданной глубине (около 6 метров).
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Концевые поплавки.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Палубой ниже располагаются пневматические пушки.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Палуба находится очень низко и постоянно заливается водой через бортовые шпигаты и через задние двери.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Ну и завершим обход в столовой команды. Столовая смешанная, для всего экипажа. “Заточена” под шведский стол. Два повара и две помошницы (как их называют – буфетчицы) готовят еду для экипажа из 50 человек.
Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Теперь пора спуститься в машинное отделенние. Оно здесь именно машинное (МО), а не машинно-котельное (МКО), потому как вспомогательные котлы отсутствуют. Конечно, есть утилизационные котлы, но они не в счет. 😉
А котлов не по простой причине – на этом судне не надо греть мазут. По весьма простой причине – он здесь не применяется. Вместо этого – дизельное топливо. Если кратко, то, с одной стороны, дороже в эксплуатации по топливу, но с другой – топливная система гораздо проще и надежнее, а также судно более экологично по выбросам вредных веществ в атмосферу. Дизели также оборудованы системой снижения концентрации вредных веществ (ВВ) в выхлопных газах (несмотря на то, что даже без ее применения содержание ВВ находится в допустимых пределах на сегодняшний день).

Начнем осмотр с ЦПУ (центральный пост управления). Он здесь находится за пределами МО, поэтому даже имеется иллюминатор (в кадр не попал, однако). На судне имеются камеры видеонаблюдения, как внутренний так и наружные, в ЦПУ есть пульт управления и дисплей, можно посмотреть картинку с любой камеры.

Основная задача механика в ЦПУ – контролировать работу и состояние энергетической установки, для чего установлена система контроля и сигнализации. На две рабочие станции подключено 4 дисплея, на каждый можно выводить свою картинку.

Как устроено сейсмическое судно

Можно также желаемые параметры вывести на аналог самописца, это удобно, когда анализируется какая-то неисправность или производится настройка ПИД-регулятора, например.

Как устроено сейсмическое судно

На консоли имеется свой пульт управления гребными двигателями, аналогичный тому, как на мостике.

Как устроено сейсмическое судно

Судно – электроход. Для обеспечения энегией установлены 4 дизель-генератора мощностью 2,850 кВт каждый. Электрическая система довольно интересная (разработка Вяртсила). Шины 690В разбиты на 4 секции. Систему можно разделить на две независимые части, половинки которых между собой соединены через специальные трансформаторы для снижения вредных гармоник (пожалуй, не стоит углубляться в описании дальше 😉 ).
Все управление электростанцией осуществляется вот с такого экрана.

Как устроено сейсмическое судно

Пройдем в машину. Непосредственно перед входом в нее расположен ГРЩ (главный распределительный щит). Как и на картинке, физически он также разделен на две половины (это все вопросы повышения живучести). Т.к. управление электростанцией возможно и отсюда, то установлен пассивный обзорный экран, показывающий текущую конфигурацию электростанции.

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Щит на 400В – отдельный. Также есть и на 220В.

Как устроено сейсмическое судно

Рабочие параметры генераторов можно просмотреть на соответствующих панелях.

Как устроено сейсмическое судно

Панель перемычки – можно разделить электростанцию пополам на независимые части, а можно соединить обратно в одно целое – в этом случае понадобится синхронизация, для чего установлен синхроноскоп (принцип действия и назначение не такие, как у синхрофазотрона)

Как устроено сейсмическое судно

На этом экране показана полная конфигурация энергетической установки, включая гребные двигатели и подруливающие устройства, а также сейсмические компрессоры.

Установлены два гребных двигателя мощностью 4,800 кВт, а также два тоннельных подрудивающих устройства (носовое и кормовое) и выдвижное азимутальное подруливающее устройство.

Как устроено сейсмическое судно

Ну и, раз говорим о машине, упомяну АРЩ (аварийный щит) и АДГ (аварийный дизель-генератор). Эта установка, однако, находится за пределами МО, как и на обычных судах – требования СОЛАС.

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Пройдем в машину. Она отделена от щитовой водонепроницаемой клинкетной дверью.

Как устроено сейсмическое судно

Открывается вид на дизели. МО небольшое и тесноватое местами, фотографировать было довольно затруднительно местами для получения каких-то более-менее общих планов.

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Межудизелями имеются узкие проходы, и приходится частенько пригибаться/изгибаться, чтобы не напороться на очередное препятствие, пока шаришься по МО.

Как устроено сейсмическое судно

Как устроено сейсмическое судно

Все дизели имеют местную панель, показывающую основные рабочие параметры.

Как устроено сейсмическое судно

Внезапно! ТНВД (топливный насос высокого давления) дизеля. Такой насос установлен на каждом цилиндре, коих на данных дизелях аж 9 штук на каждом.

Как устроено сейсмическое судно

Генератор с воздушно-водяным охлаждением..

Как устроено сейсмическое судно

Дизель-генераторы расположены неодинаково – два повернуты в нос, а два в корму. Везде развешены огнетушители. Имеется также стационарная система объемного пожаротушения, ну и обычная пожарная водяная магистраль.

Как устроено сейсмическое судно

Для каждого дизеля есть пара (один в работе, один в резерве) топливных насосов (синенькие на фото) и насосов водяного охлаждения (серенькие). Кстати, в этой энергоустановке не применяется циркуляционное охлаждение забортной водой (исключение – охлаждение сейсмокомпрессоров).

Как устроено сейсмическое судно

Отдельное помещение сепараторов топлива и масла отсутствует, сепараторы расположены недалеко от дизель-генераторов.

Как устроено сейсмическое судно

Здесь же приютилась установка очистки льяльных вод.

Как устроено сейсмическое судно

По бортам расположены две опреснительные установки – из забортной воды получаем пресную.

Как устроено сейсмическое судно

Компрессоры пускового воздуха. Обеспечивают воздух для запуска дизелей, а также для различных нужд.

Как устроено сейсмическое судно

Воздух закачивается в баллоны (ресиверы), откуда уже распределяется по потребителям.

Как устроено сейсмическое судно

Если издизеьного отсека пойти в нос, через клинкетную дверь, то попадем в носовой отсек.

Как устроено сейсмическое судно

Здесь расположено выдвижное азимутальное подруливающее устройство. В убранном положении – мотор поднят.

Как устроено сейсмическое судно

А в рабочем – находится в нижнем положении.

Как устроено сейсмическое судно

Сразу за ним в нос находится носовое тоннельное подруливающее устройство, на картинке показан его электромотор размером в человеческий рост.

Как устроено сейсмическое судно

А если пойти из дезельного отсека в корму, то, также через водонепроницаемую дверь, сначала попадаем в коридочик, где (справа на фотке) находится помещение выдвижного гидроакустического устройства.

Как устроено сейсмическое судно

Вот оно, в выдвинутом под влду положении. Выдвигается на два метра.

Как устроено сейсмическое судно

А дальше попадаем в помещение гребных двигателей. Обычный асинхронный электродвигатель с воздушно-водяным охлаждением и частотным управлением.

Как устроено сейсмическое судно

Для передачи вращения на гребной вал установлен редуктор.

Как устроено сейсмическое судно

Винты здесь не простые, а с регулируемым шагом (ВРШ). При неисправности системы управления с мостика или ЦПУ, возможно управление с местного поста, для чего также установлен аварийный телеграф для приема команд с мостика.

Как устроено сейсмическое судно

Если уж и эта панелька поломается как-то, то изменять шаг можно непосредственно с с механизма.

Как устроено сейсмическое судно

Поблизости установлена цистерна с гидравлическим маслом.

Как устроено сейсмическое судно

Гребным мотором также можно управлять с местного поста – непосредственно с частотного конвертера.

Как устроено сейсмическое судно

На этом МО не заканчивается. Можно подняться по трапу выше.

Как устроено сейсмическое судно

И, минуя пару помещений со вспомогательным оборудованием, попадаем в отсек с тремя сейсмическими компрессорами.

Как устроено сейсмическое судно

Девайсы внушают! Сжимают воздух до 150 атмосфер.

Как устроено сейсмическое судно

Здесь же находятся их частотные конвертеры.

Как устроено сейсмическое судно

Воздух закачивается в баллоны.

Как устроено сейсмическое судно

Местная панель управления компрессором (основное управление осуществляется из ЦПУ).

Как устроено сейсмическое судно

Дальше можно спуститься вниз и пройти через небольшой отсек с насосами охлаждения компрессоров и пожарным насосом.

Как устроено сейсмическое судно

Попадаем в помещение кормового подруливающего устройства, мимо которого можно протиснуться в румпельное отделение, где расположены рулевые машины.

Как устроено сейсмическое судно

Протискиваться придется перешагивая через шпангоуты.

Как устроено сейсмическое судно

Правая рулевая машина и ее щиты управления.

Как устроено сейсмическое судно

Непосредственно рулевая машина.

Как устроено сейсмическое судно

И ее гидравлическая система. оттуда можно осуществлять аварийное управление. Вот только сидеть придется на корточках, потому как иначе туда не подобраться.

Как устроено сейсмическое судно

 

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий