В этом посте вы узнаете:
— как получают горячую воду для мытья рук в самолёте,
— как заменить водонагреватель,
— как защищена от пожара мусорка.
Осмотрим стандартный модуль туалета:
Справа от нас видим раковину.
Кран её может подавать холодную и горячую воду (и, разумеется, тёплую при их смешении).
Холодная вода поступает в кран из самолётного водяного бака,
а горячая получается непосредственно на месте употребления — нагреванием в водогрее, находящемся под раковиной.
(Вода в бак закачивается на земле — примерно 150-200 литров. В бак подаётся воздух под давлением, вытесняющий воду по трубопроводам к потребителям. Однако это — тема отдельного рассказа)
Общая схема подачи воды к водонагревателю выглядит примерно так:
Как раз где-то тут и находится интересное:
Если залезть внутрь, мы увидим предмет сегодняшнего рассказа:
Этот Water Heater надо было заменить по причине неводогрейности.
А вот и его исправный собрат:
С кейсом и документами, как и положено.
Рассмотрим устройство.
Питается оно однофазным напряжением 115 В 400 Гц через разъём:
Питание подаётся через автоматы защиты сети (АЗС) в пилотской кабине в нижней внешней части панели P18 (сзади капитана):
Крупнее:
В верхней части агрегат имеет выключатель питания и индикатор подачи питания на управляющую нагревом электронику.
Кстати, и схема:
С тыльной стороны верхней части имеются:
— кабель подачи питания,
— выход предохранительного клапана на 10 атм, который является последней из защит от перегрева,
— штуцер отвода горячей воды к потребителю.
В нижней части устройства:
— переключатель нагрева воды (40, 46, 52 градуса Цельсия),
— штуцер ввода холодной воды (под красной заглушкой).
Управляющая электроника стремится поддерживать воду внутри водогрея около заданной переключателем температуры.
Для этого электронная схема включает и отключает нагреватель.
Бывает, что водогрей не работает после стоянки самолёта со слитой водой.
Обычно это происходит из-за перегрева нагревателя.
Дело в том, что для прогрева самолёта обычно запускают ВСУ и подают электропитание. А АЗСы питания водогреев иногда забывают выдёргивать перед сливом воды, или втыкают их до заполнения всей системы.
(В этой части Airbus сделан лучше, хотя и раньше, чем NG.
На A320 питание водонагревателей отключается реле по сигналу сенсора низкого уровня воды в баке)
Чаще всего в таком случае срабатывает защита от перегрева — термовыключатель на 76 градусов, находящийся под верхней крышкой.
Чтобы снова его включить, надо отвернуть барашек на крышке:
, снять её,
и нажать пальцем на выпуклость сверху рыжей резиновой крышки этого термореле:
Чаще всего, после этого работоспособность водонагревателя восстанавливается.
Однако в нашем случае эти действия не помогли, и оператор самолёта прислал задание поменять Water Heater. Также прислали исправный Heater.
Водонагреватель крепится всего одним хомутом:
Отключаем питание выдёргиванием АЗСа.
Для снятия давления воды стравливаем давление наддува водяного бака открыванием крана заправки
или просто перекрываем кран подачи воды ниже водонагревателя:
(в данном случае вода уже была слита для долгой зимней стоянки)
Ищем под раковиной разъём питания
и рассоединяем его.
(разъёмчик тут очень правильный — защёлкивающийся после поворота обоймы на треть оборота)
Откусываем отбортовочные стяжки и освобождаем кабель питания.
Ключом 11/16″ откручиваем гайку штуцера отвода воды:
Шланг подвода воды ввиду неудобного доступа легче открутить с другого конца, от тройника распределения холодной воды:
Отсоединяем шланг:
Трещоткой с головкой откручиваем гайку хомута…
, небольшой рывок, и побеждённый агрегат лежит у наших ног:
Теперь можно удобно перемонтировать шланг.
Установку производим, как говорится, «в обратном порядке».
Стяжками отбортуем кабель питания:
, и останется лишь проверить работоспособность и герметичность после подачи воды.
Ну, и оформить замену в бортжурнале.
Этим, а также другой бумажной работой, займёмся в нашем офисе.
И небольшой рассказик о другом устройстве в подраковинном пространстве.
Курить в самолёте нельзя.
Но на случай попадания в мусорный бачок туалета непотушенной сигареты и последующего возгорания
для тушения пространства под раковиной и мусорного контейнера производители предусмотрели одно устройство.
Вот такой баллончик с фреоном под давлением:
Из него торчат несколько трубок, запаянных легкоплавким составом.
Некоторые трубки торчат прямо под раковину, а некоторые выходят в отсек для мусора:
Если температура внутри какого-то отсека превысит некое значение, состав расплавится, и фреон будет выброшен в защищаемый отсек.
Мусорный отсек закрывается довольно плотно, так что там вероятность успешного тушения выше.
Для определения возможного перегрева мусорного отсека на его наружной стенке имеется небольшая индикаторная наклейка:
При превышении указанных значений термочувствительные участки внутри окружностей темнеют.
Бывает, что от времени темнеет только какой-то один индикатор.
В таком случае после осмотра внутренностей отсека на предмет перегрева индикаторная наклейка заменяется.