Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

Инженерия

Сейчас я в серии про кронштадтский Морзавод расскажу вам про не про конкретный корабль в доке, а про сам док с кораблями внутри. То есть, покажу процесс с точки зрения инженерного сооружения – сухого дока им. Велещинского (изначально Алексеевского – в честь наследника цесаревича Алексея), которое во многом уникально.

Доку недавно исполнилось 100 лет – торжественно открыли его в июле 1914 г., за месяц до первой Мировой. В то время он стал самым крупным сухим доком в империи и одним из самых больших в мире, будучи рассчитанным на приём линкоров и крупнейших судов с длиной до 260 м и шириной до 37 м. Глубина на пороге, считая от ординара – 10,7 м. Первым после открытия в 1914-м тут доковался крейсер “Рюрик”. В июле 1941-го тут проходил ремонт крейсер “Максим Горький”, после полученных повреждений в переходе из Таллина. Подробно пересказывать его историю не буду – она скажу только, что в позднесоветское время тут традиционно доковались самые крупные неавианосные корабли советского ВМФ – атомные крейсера серии “Орлан” пр. 1144.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»
Ледокол “Красин” в доке им. Велещинского Кронштадтского морзавода

В общем, ниже – рассказ про сам док, как уникальное инженерное сооружение.

В посте про Аврору в доке и в личке многие задали один и тот же вопрос: а как можно вообще посмотреть на этот док издалека, откуда лучше зайти? Должен вас разочаровать: увы, ниоткуда. Спроектирован и расположен он так, чтобы обзорность была минимальной, а несанкционированные наблюдения за работами исключены, насколько это возможно. Это из-за его сугубо военного изначального назначения. Ну разве что с воздуха, арендовать самолёт и смотреть 🙂

Вот схема из Википедии. Видите, док расположен так, что находится в самом дальнем углу территории, между тремя служебными акваториями морзавода – Лесной, Угольной и Заводской гаванями. Самое близкое “гражданское” место – сквер 1А за территорией завода. Оттуда ничего не видно.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

Но более того, доковые работы и сам док не видно и с 90% территории завода. Он потрясающе грамотно вписан в местность и почти незаметен, среди строений. Давайте ради интереса зайдём к нему по дороге со стороны проходной, и вы поймёте, о чём я.

2. Идя по дороге к доку, вообще непонятно, где он. По пути попадаются непонятного вида старые и не очень старые сооружения. И если бы я не знал направления, то не понял бы сразу, где же стоит “Аврора”. Её становится видно уже сильно вблизи, по трубам и мачте.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

3. А вот немного поближе, это уже совсем рядом – в 50-70 м от дока.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

4. Ещё одно заводское здание царского времени, за ним торчит баковое орудие крейсера.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

5. …Наконец, выходим к дороге, которая идёт по верху батопорта.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

6. Но и тут, в 20 метрах, от дока нет никакого впечатления. Стоит там внутри корабль себе да стоит.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

7. А вот дорога через огромный батопорт (ворота сухого дока, запирающие его от “внешней” воды).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

8. Взойдём на него? Сперва взгляд на Лесную гавань завода. Она является основной заводской акваторией, тут корабли стоят у ремонтных стенок. За волноломами – Морской канал. Теперь повернёмся назад.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

9. И только непосредственно от батопорта зрение начинает осознавать огромный масштаб сооружения. Стоят два корабля, и места ещё почти на два таких же.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

10. Спуск вниз (их тут несколько).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

11. Спустимся туда мы в конце поста, а пока давайте обойдём док по суше, вокруг “Красина”, который стоит в глубине.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

12. Вот тут хорошо виден батопорт и нос “Авроры”.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

Защита именно батопорта, кстати, была огромной проблемой в годы Великой Отечественной, это была тогда задача стратегического значения:

Одно из самых уязвимых мест сухого дока – его батопорт. Повреждение батопорта делает невозможным его осушение и наполнение водой, и превращает док в бесполезную для судоремонта ёмкость. Защита единственного батопорта (док им. П.И. Велещинского запасного батопорта не имел), – одна из главных проблем обеспечения функционирования дока. Летом 1941 года во время наступления на Ленинград и интенсивных бомбардировок Кронштадта, по совету академика А. Н. Крылова на палубу докового батопорта уложили броневые плиты – из тех, что предназначались для строящихся крейсеров. Своевременные меры защиты позволили уберечь док от разрушений, хотя он многократно оказывался мишенью для вражеских бомбардировок и артобстрелов: на его территории насчитали не менее полутора десятков прямых попаданий.

14. Идём дальше. Теперь хорошо становится виден “Красин”.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

15. С ним тоже интенсивно занимаются.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

16. Что-то варят, очищают, отрезают, стыкуют. На наших глазах.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

17. Ледокол стоит носом к сухопутной оконечности. То есть, они с “Авророй” стоят корма-к-корме.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

18. “Красин” вблизи, “Аврора” вдали.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

19. Оконечность сухого дока.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

20. “Красин”, вид с носа.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

21. Тут тоже ступенчатые лестницы вниз. Всего их, как я понял, пять в доке, плюс ещё вертикальные лестницы.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

22. Непонятного мне назначения выемка, покрытая металлом. Судя по поправкам, это шлюз для спуска грузов.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

23. Зашли на самую оконечность. Отсюда отличный вид на ремонтируемый музейный ледокол. Виден и масштаб дока, и то, что есть ещё много места по обеим сторонам.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

24. Вид от этой металлической выемки (с фото №22).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

25. Уходим дальше.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

26. …
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

27. Далее видны цифры-измерители уровня воды. Отсчёт идёт снизу, единица измерения – 1 дм. Самая большая цифра – 110, или 1100 см.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

28. Отсюда видно, что “Аврора” заведена гораздо ближе к стенке дока, а “Красин” поставлен по центру.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

29. Периодически стоят мощные шпили и кнехты, для швартовки и закрепления судов.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

30. Теперь пора спуститься вниз. Пойдём мы вот по этой лестнице (вид с борта “Авроры”).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

31. Спускаемся… леса впереди возведены вокруг “Авроры”, вплоть до ватерлинии.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

32. Хорошо видна эпическая кладка стенок на века. 100 лет назад её сделали.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

Ко времени окончания котлованных работ началось производство каменной кладки днища и стен дока. Объём каменной кладки составил 78 673 куб. м, объём гранитной облицовки стенок и днища дока – 4 856 куб. м. Колотый гранит доставлялся в Кронштадт из Финляндии парусными судами. Выгрузка камня проводилась с помощью особых паровых кранов. По обе стороны котлована были устроены рельсовые спуски. Камень доставлялся непосредственно до места облицовки вагонетками – платформами.

На облицовку шлюзной части, перекрытий уступов стен и на лестницы дока был использован штучный гранитный камень. На остальные части доковых стен использовался валунный гранит. Облицовка из гранита дала доку необыкновенную прочность и долговечность. Док почти без пауз эксплуатируется и по сей день.

33. Вид на запирающий батопорт снизу.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

34. Идём под днищем “Авроры” у киля, пробираясь на открытое место.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

35. Крейсер стоит на кильблоках носом к батопорту. Здесь тоже хорошо видна граница старой и новой части корпуса. Впрочем, мы всё это рассмотрим в отдельном посте.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

36. Теперь смотрим по длине дока. Вид на “Красин”.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

37. “Аврору” интенсивно чистят, пескоструят, зачищают металл, что-то подваривают. Ходить приходится крайне осторожно, за представителем завода, который нас инструктирует, где можно безопасно пройти. Много пыли.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

38. Подошли к винту и рулевому перу “Красина”.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

39. “Красин” снизу. Смотрится крайне непривычно!
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

Добавлю, что огромный док арендован для ремонта “Авроры” 33-м заводом из Балтийска, а “Красин”, возможно, и самим заводом. У самого кронштадтского Морзавода, как хозяйственной единицы, дела крайне незавидны уже лет 10-15. Он лишь субподрядчик при этом процессе. Правда, в соседнем доке сейчас встала подлодка, а ещё в одном – небольшой военный корабль. Помаленьку что-то начинает снова вертеться.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол «Красин»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий