Разумеется, всем памятны разрушенные при терактах башни-близнецы Всемирного Торгового Центра (ВТЦ). Сейчас вблизи этого места, чуть в стороне, строится новое здание Freedom Tower. Но то, что располагалось на этом месте ранее, в эпоху предшествовавшую появлению башен-близнецов, также заслуживает внимания.
На приведенных фото 1908-1909 годов – комплекс Hudson Terminal, строившийся в первые годы ХХ века и открытый полностью 19 июля 1909 г. Архитектор — James Hollis Wells.
Это был совмещенный железнодорожный терминал и самый большой в мире, на ту эпоху, офисный комплекс.
Это было два почти квадратных блока, соединенных мостом, перекенутом через улицу Dey. Фасады обоих зданий выходили на улицу Church, почти полностью заблокировав улицы Dey, Fulton и Cortlandt. Это было одно из самых больших зданий в мире, а также для того времени крайне высокотехнологичное.
Стоимость постройки составила 14 миллионов долларов. Архитекторы: Clinton & Russell. Владельцы Hudson & Manhattan R.R. Co. Строительство завершено в 1908 году.
Здание было 26-этажным, в нём находилось 39 лифтов и 5 линий метро.
На крышах 22-этажных зданий (26 этажей, если считать технические) располагались сады.
На уровнях 3 и 17 этажей между зданиями имелись переходы; также было несколько пешеходных переходов и пандусов соединяющих здания, окружающие улицы, и располагающийся под зданиями в трех подземных уровнях вокзальный комплекс — соединявший линии метро , с залами ожидания, станцией сортировки багажа и пр.
Комплекс был построен над важнейшим транспортным узлом Нью-Йорка — тут сходились 5 линий подземки — 4 городских и 1, соединявшая с помощью туннеля под Гудзоном Нью-Йорк и Нью-Джерси.
Hudson and Manhattan Railroad, можно считать предшественником Нью-Йоркского метрополитена.Проектирование тоннелей начали в 1874 году, однако в то время не существовало технологий, позволяющих реализовать этот проект и строительство началось только1890 году,но было приостановлено из-за нехватки средств.
В 1900 году, строительство возобновилось под руководством Williamа Gibbs McAdoo, однако попытка строительства кирпичных тоннелей классическим Брюнелевским способом привела к человеческим жертвам, строительтство снова приостановили и с 1902 года в ход пошли чугунные тюбинги.
19-го Июля 1909г был проложен тоннель под Гудзоном от станции Exchange Place до Hudson Terminal
Долгое время этот терминал был единственным, через который можно было попасть в Нью-Джерси, но затем были построены еще несолько туннелей и мостов и в настояoее время наследник этой узловой станции — World Trade Center PATH Station (восстановленная в 2003 году) пропускает 12 миллионов пассажиров в год.
За десятилетие трафик станции достиг 85 000 человек в день и продолжал расти — рекорд был установлен в 1927 году, когда через станцию за год прошло 113 миллионов человек (св.300 000 человек в день).
Комплекс простоял на этом месте до конца 1960-х годов, и был разобран в связи со строительством башен ВТЦ.
Разрез , демонстрирующий положение башен- Близнецов и старой терминальной системы.
От которой остались куцие обрубки , использовавшиеся как складские ипомещения.
Впрочем во время теракта, некоторые из них помогли спасти жизни при обрушении Близнецов.
Станцию World Trade Center. восстановили в 2003 году
Но поезда по прежнему пересекают Гудзон по тоннелям более чем столетней давности.
А во время теракта пассажиры были эвакуированы обычным метропоездом.
Вот такой вокзальчик начала прошлого века…
Строительство Близнецов.
Один из макетов.