Часто люди недоумевают – почему при огранке камней происходят такие существенные потери веса и размера, неужели нельзя как-то поэкономнее огранить драгоценный минерал, разве стоимость не зависит от размера?
К примеру, недавняя гордость Алросы, проданная на аукционе, самый крупный из российских розовых бриллиантов «Призрак розы» после огранки весил 14 карат, а до огранки – 28.
И потеря всего 50% от веса камня-сырца – еще очень хороший показатель, особенно для редчайшего розового бриллианта. В камнях этого цвета обычно наблюдается особенное внутренне напряжение, способное расколоть драгоценный алмаз при неосторожном движении огранщика, поэтому при огранке мастер вынужден обходить все подозрительные места. Но «Призрак розы» уникален своей чистотой, поэтому потери оказались так невелики.
Огранка и шлифовка алмазов — настоящая наука на грани с искусством. Хотя оптимальные формы давно рассчитаны, именно огранщик принимает окончательное решение, каким быть бриллианту
В среднем же в отходы при огранке уходит 55-60% исходного веса найденного алмаза. Бывают уникальные кристаллы, большой чистоты и хорошей формы, у которых пропадает меньше пятой части начального веса, но встречаются и антиподы – алмазы, у которых 90% уйдет в пыль.
Большие потери при огранке обусловлены, конечно, стремлением мастера раскрыть красоту и потенциал сырого алмаза, а для этого желательно убрать все включения, которые будут бросаться в глаза. Бывает, что крупные алмазы приходится пилить на много частей, чтобы обойти трещины и загрязненные участки – выгоднее продать несколько мелких бриллиантов высокого класса чистоты и шлифовки, чем один, пусть и очень крупный, но с видимыми дефектами.
Сейчас алмазы перед огранкой сканируют и анализируют с помощью компьютерных программ, которые помогают наилучшим способом обойти дефекты камня-сырца
Но самая главная причина больших потерь алмазов от огранки заключается в самой форме, которую пытаются придать ограненным бриллиантам.
Форма готового ограненного бриллианта невероятно важна, именно она делает тусклый сероватый алмаз тем самым бриллиантом, за который платят баснословные деньги. Качество огранки во много определяет цену. Бриллианты плохой огранки отражают меньше света и хуже играют, чем идеально ограненные камни.
Чем дальше форма готового бриллианта от идеальной, тем меньше света видится в нем наблюдателю. Все дело в направлении отраженных от граней лучей света, слишком плоская или вытянутая огранка ухудшает видимую игру света в камне.
Смысл огранки в том, чтобы свет, заходящий в камень, отразился внутри него от максимального количества граней и вышел назад, тогда для наблюдателя камень видится будто светящийся изнутри всеми своими гранями.
Идеальная огранка – когда свет отразится от всех граней. Такая была придумана постепенно, путем усовершенствования найденной опытным путем еще в 16-м веке формы «роза», в которой бриллианты прекрасно блестели. И найденная «идеальная» форма, при которой бриллиант имеет ровно 57 граней, была отработана в начале 20-го века и с тех пор 95% готовых бриллиантов делают по этой схеме.
Потеря всего лишь половины веса камня при огранке — вполне хороший результат, чуть лучше среднего.
В последние годы, с помощью компьютерных расчетов, выведен ряд еще более сложных и красивых огранок, например в 201 грань. Но все же классическая форма не сдала своих позиций, ведь покупатель с большой вероятностью не поймет разницы, а вот разница в стоимости огранки «усложненной», по сравнению с классикой, будет как раз значительной.
Остальные огранки, овалом, сердцем, бриолетом – это скорее компромисс, когда очень хочется сохранить максимальный вес исходного камня, а классическая форма не удается. Именно поэтому более дорогие цветные алмазы часто оформляют не в классической манере – чтобы побольше осталось. Конечно, огранка любых форм давно просчитана так, чтобы камни тоже очень хорошо блестели.
Розовый бриллиант Pink Star был очень удачно огранен и потому продан дороже, чем прогнозировали изначально
Так вот, когда алмаз готовят для классической огранки (которой подвергаются 95 % камней, идущих на ювелирные цели), его разрезают на две неравные части. Это делается потому, что обычная форма алмаза – октаэдр, то есть две пирамиды, соединенные основаниями. И у одной пирамиды отрезают верхушку, создавая площадку – будущую лицевую сторону бриллианта.
Есть разные варианты, как разрезать алмаз перед огранкой. И огранщику приходится выбирать, чтобы соблюсти баланс между красивой и правильной формой и минимизацией потерь. Крупный алмаз можно разрезать так, чтобы все части огранить в самостоятельные бриллианты, для мелких алмазов срезанные углы уходят в потери.
Вот эта малая отрезанная часть и составляет обязательные потери, даже если исходный камень очень чистый и весь пойдет в шлифовку. Чаще всего эта «потеря от огранки» идет на порошок для полировки основной части, но если камень крупный и срезанная часть превышает хотя бы половину карата, то ее тоже могут огранить отдельно.
Конечно, наука не стоит на месте, и появляются все новые технологии в помощь ювелирам. Алмазы, например, просвечивают перед огранкой, и специальная программа выявляет все внутренние дефекты и дает рекомендации по оптимальной форме. Резка лазером тоже сократила потери по сравнению с устаревшими алмазными пилами, но тем не менее потери сырья при огранке все еще сильно превышают половину драгоценного камня, в среднем.