Высокоскоростные поезда с изменяемой шириной колеи

Инженерия

На фоне очередных успехов китайских производителей подвижного состава, выпустивших прототип высокоскоростного поезда, оборудованного тележками с изменяемой шириной колеи (1435 и 1520 мм), хочу рассказать о японском и испанском опыте строительства таких поездов.

Но сначала об испанцах.

Проблема с колеёй возникла достаточно давно, первыми тут были испанцы, поскольку сеть Испании и Португалии имеет ширину 1668 мм ( иберийская колея ), а сеть остальной Европы имеет ширину 1435 мм.

Ещё в далёком 1964 году испанской компанией «Talgo» была разработана технология автоматического изменения ширины колеи.

Первоначально, проход по устройству осуществлялся одновременно со сменой локомотива и требовал сложных маневров: локомотив одной колеи толкает поезд, который затем сцепляется с локомотивом другой колеи, который заканчивает операцию, «протягивая» состав через устройство изменения колеи, после отцепления толкающего локомотива.

Затем разработали головной моторный с переменной колеёй (например, Talgo 250) и дело пошло веселее-подвижной состав может двигаться прямо через устройство смены ширины колеи.

В 2014 году ОАО «РЖД» закупили семь составов Talgo 250, адаптированные для России, в двадцативагонной комплектации, правда, без моторных головных вагонов, с системой автоматической смены колеи для организации ускоренного сообщения по маршруту Москва — Берлин и четыре состава для ускоренного сообщения Москва — Нижний Новгород (ранее предполагался Киев).

В России поезд получил название «Стриж» и эксплуатируется с электровозной тягой ЭП20.

В Испании также есть проект Unichanger для поездов четырех технологий: CAF, Talgo, Rafil (Германия) и SUW 2000 (Польша).

И, наконец, о Японии.

Японский проект GCT (Gauge Change Train) для разработки высокоскоростных поезда с раздвижными колёсными парами (для колеи 1067-1435) начался в 1994 году.

Первый поезд GCT был построен в октябре 1998 года.

Он был спроектирован так, чтобы иметь возможность двигаться с максимальной скоростью более 300 км / ч  на линиях Синкансэн и со скоростью более 130 км / ч на обычных узкоколейных линиях при напряжении контактной сети 25 кВ переменного тока, 20 кВ переменного тока  или 1500 В постоянного тока.

Вот, собственно, процесс изменения колеи.

Высокоскоростные поезда с изменяемой шириной колеи Железная Дорога, Япония, Синкансэн, Колесные пары, Испания, Китай, Тальго, Россия, Высокоскоростные поезда, Видео, Длиннопост

Поезд второго поколения (2006–2013).

Этот поезд был основан на Синкансэн серии E3.

Законсервированный поезд GCT01-201 в Музее наследия железной дороги Сикоку в мае 2015 года.

Поезд третьего поколения с четырьмя вагонами был доставлен в депо Кумамото на острове Кюсю в конце марта 2014 года.

Испытания были приостановлены в декабре 2014 года после  33 000 км после обнаружения дефектов в сальниках  подшипников на тележках.

К сожалению, в серию эти поезда не пошли.

Что интересно, у японцев даже была концепция “поезда в поезде”, то есть перевозки узкоколейных вагонов на платформах с широкой колеей.

Необходимость возникла, когда японская компания JR Hokkaido планировала с 2016 года запустить высокоскоростные поезда Хоккайдо Синкансэн в подводном туннеле Сейкан. Проблема заключалась в том, что грузовые поезда с узкой колеей не работали на высоких скоростях.

Поскольку длина туннеля составляет 53,85 км, включение более медленных поездов в расписание значительно нарушало расписание высокоскоростных поездов.

Но потом от этой идеи отказались.

Ну и в заключение, о прототипе китайцев.

Нам это интересно, потому что поезд может быть использован в международных сообщениях между Китаем и Россией, Казахстаном и Монголией, в частности на маршруте Пекин — Москва, хотя без строительства ВСМ тут вряд-ли можно обойтись.

Многосистемный поезд длиной 212 м семейства Fuxing (прототип имеет обозначение CHR400BF-A) рассчитан на скорость движения 400 км/ч и эксплуатацию при температуре окружающей среды от –50 до +50 °С.

Тут, конечно, вопрос-как пройдёт тестовая эксплуатация поезда-400 км/ч и -50 °С-это серьёзное испытание для тележек, особенно моторных с механизмом изменения колеи.

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
Как это сделано
Добавить комментарий