Наверняка каждый хотя бы раз видел, как корабли сливают из бортов воду. Чаще всего такое зрелище нам дарят различные танкеры и баржи для перевозки разнообразных грузов. Однако, прежде чем спрашивать, «зачем» суда сливают какую-то воду, стоило бы разобраться, откуда она вообще взялась внутри корабля и зачем была набрана. Очевидно, что «водопады» устраиваются сухогрузами отнюдь не для красоты!
Даже старинный корабль – это далеко не идеально ровный деревянный брусок, который при попадании в воду будет держаться на ее поверхности ровно. Плавучесть судна зависит от множества факторов. Осадка – глубина погружения судна в воду может нарушаться креном (поворотом борта вокруг продольной оси) и дифферентом (поворотом судна вдоль продольной оси). Разница осадок между кормой и носом или между левым и правым бортом нарушает плавучесть судна: ухудшает ходовые качества, создает угрозу затопления, переворачивания или даже разламывания борта на несколько частей! Поэтому осадка должна быть как можно более ровной.
Дифферент судна.
Вызывают крен и дифферент, влияя на осадку, самые разные факторы. Это и форма судна, и его загруженность, и волнение на море, и даже ветер. Для борьбы с креном и дифферентом, поддержания нормальной осадки борта используется такая штука как балласт. Балласт бывает твердым и жидким. В качестве твердого балласта на судне могут выступать камни, металлы, песок и т.п. В качестве жидкого балласта используется в большинстве случае вода, поданная с причала или забортная (морская) вода. Твердый балласт использовался главным образом на старинных судах. В XX веке он начал стремительно уступать место жидкому балласту, особенно на больших военных и торговых судах. Жидкий балласт набирается в специальные танкеры, которые расположены между бортом корабля и трюмом.
Насколько и какие конкретно танкеры балласта будут наполняться водой, зависит от того, как загружено судно. В целом, чем больше груза – тем меньше балласта. И наоборот, чем меньше груза – тем больше балласта. Однако, когда речь идет о современных грузовых танкерах, то там управление балластом – это целая наука. Загружается жидкий балласт при помощи труб и шлангов, если речь идет о канализационной воде в порту. Если же балласт формируется из забортной воды, то его качает установленный на судне насос. Собственно, струи воды падающие из борта судна – это сброс того самого жидкого балласта.
Если жидкий балласт состоит из канализационной чистой пресной воды, то его можно сбрасывать где угодно. Если жидкий балласт состоит из морской забортной воды, то его можно сбрасывать только в той акватории, где он был набран. Если жидкий забортный балласт судна был сделан, например в Мурманске, после чего корабль прибывает в Майами, то капитан обязан осуществить постепенную замену забортного балласта посреди плаванья. Делается это из экологических соображений в соответствии с конвенцией Международной морской организации ООН от 1991 года.
Поддержать познавательные репортажи в «Как это сделано»:
https://pay.cloudtips.ru/p/19c62f42