Мне удалось попасть на московский комбинат игрушек, благодаря акции «День без турникетов». Эта акция проводится уже не первый год, и каждый желающий может попасть на многие производства всего лишь зарегистрировавшись на специальном сайте. Вот и мне коллеги по жж вовремя напомнили об этом дне и я наконец узнал, как работает и чем живет московская комбинат игрушек
Давайте пройдемся со мной по цехам, взглянем, что за игрушки там производят.
Фото и видеосъемка строго запрещена, но сегодня можно смело расчехлить свои объективы. Что скажете насчет логотипа, господа дизайнеры? Мне показался лаконичным и неплохим.
До этой экскурсии я думал, что на подобная фабрика производит самые разнообразные игрушки, от всяких настольных игрушек, пазлов и машинок до мягких игрушек и прочих детских радостей. Однако, на этом комбинате я увидел немного другую картину. Основная продукция здесь — полиграфическая. Здесь стоят разнообразные печатные станки от советских, которым по 30-40 лет, до новейших, стоимостью более миллиона долларов.
На этом снимке мы видим отпечатанный рисунок на плотной бумаге, скоро он станет упаковкой для настольной игры.
Бумага, из которой будут сделаны коробки для настольных игрушек, а также другая печатная продукция приходит в таком виде, в больших упаковках по несколько тысяч штук в каждой.
В цеху они стоят там и здесь. О механизме справа я расскажу позже.
В цехах установлены такие увлажнители, которые поддерживают нужный уровень влажности воздуха. Для производства важно, чтобы бумага была не слишком сухая, и перед загрузкой в станки она должна пройти акклиматизацию, иметь влажность до 60% иначе аппараты встанут, не будут печатать на «сухой» бумаге.
Влажность бумаги определяется специальным аппаратом.
Бумагу загружают в эти офсетные печатные машины. Там где вы видите доску устанавливается палета с бумагой.
Далее она начинает свой путь по нескольким секциям с черной (не вошла в кадр, снизу), красной, синей и желтой краской. Изображение на бумаге оставляет установленная в станок специальная пластина, с рисунком, который был нанесен на нее особым образом, схожим с проявлением пленки. Пластина выполняет роль негатива, а бумага — позитива.
Комбинации этих четырех цветов хватает, чтобы воссоздать на бумаге всю палитру нужных оттенков.
А сюда попадает уже свежеотпечатанная продукция.
Кроме коробок для настольных игр, которые выпускает комбинат, они также производят упаковку для разнообразной продукции. Как я понял, именно такие заказы от крупных производителей и позволили выжить комбинату в постсоветское время и являются основной их продукцией сейчас.
На этом фото мы видим как рабочий устанавливает ножи на специальной форме — штанцы, для вырубки из напечатанной бумаги заготовки, для будущей коробки. На верхнем фото видно, что будет с оттиском, который пройдет через эту штанцевальную машину.
Для каждого вида продукции есть свои штанцы, на которые специальным образом установлены ножи.
Картонной продукции у комбината много, соответственно и таких форм здесь тоже немало. В этом стеллаже неподалёку от машины хранятся все нужные штанцы.
А эта штука, которую я показывал вам в начале поста — прищепочный конвейер, который проходит под потолком через весь цех. Сюда на прищепки цепляется бумага, которую нужно акклиматизировать, довести до нужной степени влажности.
Она ездит по этой ленте, пока не приобретет нужную влажность. Раньше качество поступаемой на комбинат бумаги не всегда соответствовало нужным требованиям, и тогда пользовались этим транспортером, но сейчас он включается редко.
На этом аппарате обрезают бумагу до поступления в печать, чтобы все углы были по 90 гр. Это требование для дальнейшей печати.
Как мне подсказал экскурсовод — чем длиннее технологический процесс — тем больше отходов.
Продукция комбината.
Немецкий печатный станок, приобретенный в советские времена, еще в рабочем состоянии.
Одна из продукций комбината — будущая коробка от кофе «якобс» на пульте управления станком.
Краска для печати поступает и в таких бочках.
Здесь проверяют качество отпечатанной продукции.
Но мы отвлеклись. После того, как на бумаге напечатан рисунок, и он выбит штанцевальным аппаратом, заготовки поступают в это цех, на конвейер фальцевально-склеивающей машины.
Здесь могут изготовляться стандартные коробки с одной линией склейки, складные коробки с двойными стенками и коробки с быстро складывающимся дном или донным самозатвором. Коробки складываются и склеиваются там, где нужно. Затем листы попадают на приёмно-прессующий транспортёр, где клей быстро застывает.
На производстве заботятся и помнят не только о качестве продукции.
Еще один образец продукции. Принимали такие витамины?
Далее коробка (если она от настольных игр) попадает в этот цех, где она собирается и комплектуется настольной игрой с пластиковыми элементами. Обратите внимание на рисунок на коробке, который сохранился с советских времен.
Пластиковые детали производятся здесь, на комбинате, но к сожалению их производство мы не увидели.
Специальных машин для сборки игр нет, на этом этапе все склеивается и крепится вручную. У кого из вас была такая игрушка?
Как нам рассказали, проблема производства в том, что не хватает рабочих рук. Молодежь идти работать на такое производство не хочет, потому здесь в основном возрастные рабочие. Акция «День без турникетов», организованная совестно с московскими властями направлена на то, чтобы показать различные производства и заинтересовать выпускников школ и вузов рабочими местами на таких заводах, фабриках, комбинатах.
Но мне, честно говоря мало верится, что кто-то захочет променять ограниченный кубик рабочего места в офисе на просторные цеха подобных комбинатов. Зарплата здесь меньше.
За нами следят.
Ну и конечный пункт нашей экскурсии — магазин при комбинате. Здесь и настольные игрушки сделанные на этом производстве и другие игрушки, которые попали в этот магазин по бартеру от других производителей. Как нам сказали, подобный бартер продукцией существует с советских времен и практикуется в наши дни.
Стенд с продукцией. Еще одна проблема комбината в том, что стало проблематично реализовывать игрушки, во-первых давят конкуренты (в первую очередь Китай), во-вторых, упаковка выглядит не так привлекательно как у конкурентов. У комбината есть маркетологи, и свои художники и даже люди, которые придумывают настольные игры, но пока уровень продаж игр оставляет желать лучшего. Кобминат игрушек выживает благодаря производству упаковки для других компаний.
А эта игрушка мне кажется будет сложна и для взрослых, не то что для 10-летних детей.
Честно говоря, я мало видел в детских магазинах подобную продукцию, она мне кажется не такой привлекательной, да и ассортимент не богат. А какие игрушки вы покупаете своим детям или в подарок?
Взят у в Как работает Московский комбинат игрушек.
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.