Как готовят еду для авиапассажиров

Пищевая промышленность

Как готовят еду для авиапассажиров

Эта кухня высокая не в переносном, а в буквальном смысле. Мало кто из поваров и заведений общепита может похвастаться тем, что средняя высота поглощения их блюд 10000 метров над уровнем моря. И хотя, по своей сути, кейтеринг аэропорта мало чем отличается от любого другого пищекомбината или рабочей столовой, авиация не была бы авиацией, если бы не привнесла сюда свою специфику.
Ке́йтеринг (англ. catering от cater — «поставлять провизию») — отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удалённых точках.
Прежде чем читать далее, рекомендую отсесть подальше от холодильника, в кадре будет много вкусняшек.

Итак, еще раз повторюсь, что по своей структуре и технологии, кейтеринг это вполне земное предприятие. На складе складируются продукты, в холодном цехе делаются холодные блюда, а в горячем — горячие. Однако, по всей длине технологической цепочки существует масса интересных деталей, о которых я раньше и не догадывался,  а если и догадывался, то не мог найти этому объяснение.

Как готовят еду для авиапассажиров

1) Склад. Ну склад, как склад. Много коробок, лотков, мешков и прочих поддонов. Но не каждый, пусть и очень качественный продукт, может сюда попасть. У заказчика очень строгие требования к геометрии и прочей однородности продукта. Если уж огурцы, так одинаковой толщины, если ягоды, то одинакового веса. То же самое касается и головок сыра, и палок колбасы с ветчиной. Объясняется все очень просто: ланч в самолете — это очень стандартизированный продукт, все должно совпадать с технологической картой вплоть до десятых грамма. А слайсеры, они же тупые железные механизмы, они не умеют на глазок отмерять. Потому, чтобы иметь одинаковые дольки морковки на выходе, мы должны иметь одинаковую морковку на входе.

(ягодки лежат отдельно друг от друга на случай того, что если одна и начнет гнить, чтобы зараза на другие не перекинулась)
Как готовят еду для авиапассажиров

О, это вообще ураган — печеный красный перец! Боюсь предположить, в какие блюда его добавляют.

Как готовят еду для авиапассажиров

Овощной. Сколько бы ни было придумано всяких кухонных девайсов, а от ручного труда на кухне не уйти. Порубить пучок салата на ровные части — та еще задача для мастера. Фрагментированные овощи уйдут дальше. Кто-то попадет в закуску, а кто-то в гарнир.

Как готовят еду для авиапассажиров

Вырезка ожидает своего часа…

Как готовят еду для авиапассажиров


чтобы составить конкуренцию куриному филе под маринадом.
Кстати, многие знают, что на высоте, из — за пониженного давления у человека изменяются вкусовые ощущения. Лично я думал, что из — за этого на земле добавляют побольше вкусностей. Так вот, оказывается наоборот, соли, перца и прочих специй и пряностей кладут гораздо меньше, чем в земной кухне.

Как готовят еду для авиапассажиров

После того как мясо и птица разделились на порционные кусочки, они поступают в горячий цех, где их ждет вот такая чудо-печь, с трудновыговариваемым названием пароконвектомат. Пароконвектомат — это большая и очень навороченная микроволновка: и жарит, и варит, и печет, только кнопки в меню успевай нажимать.

Как готовят еду для авиапассажиров

В конце концов, овощи и мясо встречаются в одном месте, более тесное знакомство продолжится уже в касалетках.
Кстати, касалетка – откуда взялось слово? Возможно, это заимствование из французского cassoulet — «мясное рагу с бобами» или «мешанина», «ералаш».

Как готовят еду для авиапассажиров

А пока им предстоит еще один важный этап — шоковая заморозка. Это ведь в земном ресторане между готовкой и началом трапезы считанные минуты. А в авиа-кейтеринге разница во времени может достигать несколько часов. Пока мясо по касалеткам разложат, пока на борт доставят, пока самолет высоту наберет. Чтобы блюда сохранили свой первоначальный вкус их помещают вот в этот шкаф с ледяным воздухом. Котлеты в шоке и холоде.

Как готовят еду для авиапассажиров

Уже начинает прорисовываться облик будущего авиаобеда.
Интересный факт: кроме привычного алюминия для изготовления касалеток используют еще и кристаллизованный полиэтилентерафталат (на фото), именуемый в народе ПЭТ-Ф. Вроде пластмасса, а жар печки выдерживает, да и выглядит эстетично.

Как готовят еду для авиапассажиров

Маркировка — ответственный этап. Чтобы ничего не перепутать на стене висит специальная шпаргалка.

Как готовят еду для авиапассажиров

Так что, если вы забыли какой сегодня день недели, просто взгляните на маркировку.

Как готовят еду для авиапассажиров

Тем  временем идет приготовление закусок.
Интересный факт. У каждой авиакомпании свои «заморочки» насчет бортпитания. Например, Аэрофлот категорически не приемлет свинину в своем меню, а вот Трансаэро требует, чтобы их закуски были не менее 80 грамм.

Как готовят еду для авиапассажиров

Ну… восемьдесят, так восемьдесят. Повара готовы исполнить любое желание клиента.

Как готовят еду для авиапассажиров

Как готовят еду для авиапассажиров

Как готовят еду для авиапассажиров

Это только кажется, что трудиться на кухне не особенно тяжело. На самом деле, из под этих рук выходит десять тысяч порций в дневную смену, и столько же в ночную. Итого, двадцать тысяч обедов в сутки!

Как готовят еду для авиапассажиров

Крупные авиакомпании, имеющие много рейсов через екатеринбургский Кольцово предоставляют кейтерингу свою фирменную посуду, салфетки и прочие мелочи. Для всех остальных готовятся вот такие универсальные ланч-боксы.

Как готовят еду для авиапассажиров

Особое внимание конечно же к питанию бизнес-класса, или, как говорят профессионалы, бизнесА. Да что говорят, они и пишут также.

Как готовят еду для авиапассажиров

В реальности же перед пассажиром бизнес-класса появляется вот такая красота.

Как готовят еду для авиапассажиров

Металлические столовые приборы и керамическая посуда с фирменным логотипом — знак хорошего тона у авиакомпаний.

Как готовят еду для авиапассажиров

Для коротких рейсов, когда просто некогда наслаждаться ростбифом, стюардессы предлагают вот такие легкие перекусоны.

Как готовят еду для авиапассажиров

Ну и какой же обед без сладкого. Как я уже говорил, всяким там сливочным и белковым кремам на борт путь заказан. Их роль успешно заменяет… сыр! Еще один деликатес,  который вы не встретите на борту, это различные суфле и прочие «птичье молоко», опять же из — за пониженного давления. На высоте оно становится сухим, ломким и невкусным. Зато шоколада и фруктов с ягодами — сколько угодно.

Как готовят еду для авиапассажиров

Угадайте, что я унес в клювике домой? Прааально ))

Как готовят еду для авиапассажиров

Тем временем, готовые ланч-боксы и касалетки готовятся отправиться на борт, каждый в своей таре. Касалетки упаковываются вот в эти ящики, которые так и называются — «печки».

Как готовят еду для авиапассажиров

Уже на борту стюардессы поместят их в настоящие печки.

Как готовят еду для авиапассажиров

Ланч-боксы складываются в «тележки» и «полутележки». Кстати, на средний рейс А320 со полуторосотней голодных ртов достаточно всего 6 тележек и 4 печки.
Обратите внимание на две педали внизу газ и тормоз. Про «газ» я пошутил, а вот красная — действительно «стояночный тормоз».

Как готовят еду для авиапассажиров

Еда для экипажа доставляется отдельно. Причем в целях безопасности  каждому из пилотов раздельное меню, т.е. если КВС выбрал мясо, то второй пилот будет есть рыбу. Это на случай случайного отравления. Из этих гуманных соображений, в меню пилотов полностью исключены бобовые и прочие продукты, имеющие схожий эффект. Кондиционер в кабине не всемогущ.

Как готовят еду для авиапассажиров

Также в обязанности кейтеринга входит хранение и  доставка всякого бортового оборудования, как то: пледы, подушки, чехлы и т.д.
И еще интересный факт. Некоторые авиакомпании требуют, чтобы их еду и вообще, все, что доставляется на борт досматривали на просмотроскопе, ну мало ли чего.

Как готовят еду для авиапассажиров

А вот и автолифт на подходе. Сейчас загрузится, и на перрон.

Как готовят еду для авиапассажиров

На этом земной путь еды заканчивается.

Как готовят еду для авиапассажиров

Счастливого полета и приятного аппетита.

Оригинал

Оцените статью